ООО «Вечность»
2020-е
Летом 2021 года Дом творчества писателей Переделкино и Союз композиторов России провели конкурс «Лекции по русской литературе». Название – отсылка к известным лекциям Владимира Набокова. Участникам было предложено поразмышлять над литературой, написанной в Переделкине, и рассказать о своих впечатлениях на языке современной музыки. Четверо победителей провели неделю в резиденции Дома творчества и продолжили богатую музыкальную историю поселка писателей.
Для композитора Ольги Раевой Валентин Катаев – один из любимых писателей. Ее знакомство с катаевской прозой началось с поздних произведений, написанных в Переделкине: «Трава забвения», «Алмазный мой венец», «Уже написан Вертер». Море – один из главных образов писателя – нашло отображение в небольшой пьесе Le voilier для скрипки, виолончели и фортепиано. Здесь шум волн и одинокого парусника написаны как звуковая картина или, если хотите, сон в нотах.
Послушайте плейлист, составленный специально для литературного номера «Правил жизни»
Манойло училась в Литературном институте имени Горького у писателя, публициста, историка литературы Павла Басинского, публиковалась в литературных журналах и газетах, участвовала в писательских семинарах. Этим летом она триумфально взяла первый приз премии для молодых писателей «Лицей» (в номинации «Проза») с романом «Отец смотрит на Запад», опубликованным в журнале «Новый мир», а вскоре он выйдет в издательском проекте «Альпина. Проза». Это многослойная история русско-казахской семьи, живущей на границе двух стран. Главная героиня с детства обречена на самостоятельность, ей приходится быть сильной – она постоянно сталкивается с насилием, и девушке трудно остаться собой. В этом ей помогает голос «ангела-хранителя» – младшего брата, погибшего совсем юным. Он поможет ей на сложном пути – стать свободной, не стать жертвой, оторваться от корней, но позволить себе любовь к тем близким людям, кто когда-то причинил боль.
ОТ ЭТОЙ ПЕСНИ У ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ, директора ООО «Вечность», на руках вставали дыбом светлые волоски. Прикрывала глаза и представляла, что Джим Моррисон нежно напевает ей на ушко. Она прибавила звук и вихрем ворвалась в свою похоронную контору. У раздевалки в нише были выставлены образцы траурных портретов, моделями служили известные артисты, давно похороненные (разумеется, не в «Вечности»). Черные ленты на углах делали всех одинаково красивыми и одинаково мертвыми.
Елена Сергеевна проплыла мимо роскошных лакированных гробов к своему рабочему столу, массивному и тоже лакированному. Покосилась на новенькую, еще обклеенную строительным скотчем дверь в соседнее помещение. Раньше, когда здание принадлежало домовому клубу, там был танцевальный зал. Сто лет назад бабушка водила сюда маленькую Леночку на занятия. Правда, недолго. Месяц или два хореограф Элеонора хвалила Леночку, а потом вызвала родителей, быстро и как будто с презрением сглазомерила их плотную коротконогость, хмыкнула и стала больше внимания уделять другим ученицам. У тех все получалось хуже, но родители были многообещающе длинноноги.
Когда Елена выкупила здание у города, клуб уже не функционировал, в ста метрах построили онкодиспансер, в двухстах – организовали кладбище. Явно недооцененное, оно быстро расползлось и предрешило судьбу постройки. Итак, за дверью, где раньше был танцевальный зал, а потом хранились штабелями недорогие гробы, обитые яркой красной, розовой или синей тканью, Елена Сергеевна задумала сделать зал для церемонии прощания.