История Mindbox

Inc.Бизнес

Практикующий хирург и программист создали IT-компанию на сотни миллионов с помощью отказа от курения и психотерапии

История Mindbox

Текст: Надежда Румак. Фото: Андрей Стекачев для Inc. Russia

В 2006 году выпускник медакадемии имени Сеченова Иван Боровиков случайно узнал о тендере табачного гиганта на разработку ПО для промоакции. Боровиков давно совмещал работу хирурга с предпринимательством и решил, что стоит попробовать. Для разработки программы он позвал Александра Горника. Так познакомились сооснователи компании Mindbox — облачной платформы, работающей с клиентскими данными. С тех пор и компания, и основатели пережили много кризисов, но сейчас среди их клиентов — L’Oreal, «Бургер Кинг», Tefal, 12Storeez и «Додо Пицца», а годовая выручка составила 616 млн руб. (в планах — достичь отметки в 900 млн в 2021 году). В интервью Inc. Иван Боровиков и Александр Горник рассказали, как остались без денег на ипотеку, как справились с кризисом управления с помощью парных сессий у психолога и когда планируют выйти на IPO.

Хирургия бизнеса

Иван Боровиков стал предпринимателем в 90-е, когда он совмещал учебу в ММА имени И. М. Сеченова с подработкой таксистом на старенькой «Таврии», и продажей компьютеров в Инту. С владельцами тамошнего компьютерного магазина он познакомился через комьюнити Fidonet, где поддерживал один из узлов. Такой широкий разброс видов деятельности Иван сейчас объясняет просто — «есть хотелось».

Голод и предприимчивость заставили его открыть чуть позже салон сотовой связи, а потом, уже во время работы хирургом в московской больнице, — компанию виртуальной мобильной связи «АйТиКом». Впрочем, это был низкомаржинальный бизнес, поэтому Боровиков начал искать возможности диверсификации.

Так в 2006 году он открыл в «АйТиКом» новое направление — отдел разработки сайтов и сервисов вида «отправь SMS и скачай мелодию». В этот момент Боровиков случайно услышал о тендере компании «Лиггетт Дукат» (теперь это JTI): табачный производитель искал разработчика промоакции, где нужно было организовать получение секретных кодов с проданных пачек сигарет и распределять призы по участникам. Тендер хирург-предприниматель выиграл.

Выполнять заказ решил с помощью аутсорса, так как основная команда была сильно загружена сайтом журнала «За рулем». Тогда Иван и пригласил Александра Горника на разработку: его порекомендовали знакомые. Проект с табачниками позволил заработать 7 млн руб., а после его завершения выстроилась очередь из FMCG-компаний и агентств, которым нужны были такие же программы: L’oreal, «Балтика», группа ADV. Горника пригласили и на эти проекты. Два года команда обрабатывала входящий поток запросов и не искала клиентов. В 2006 году это направление принесло оборот в 15–20 млн руб., в 2007 году это было уже 30 млн руб.

Компания разработала платформу DirectCRM — облачный софт для проведения промоакций вроде «Введи код с упаковки, отправь СМС и выиграй призы». Через год Боровиков решил оставить врачебную практику — совмещать ее с работой в компании было все труднее, а зарплата хирурга была в 5 раз ниже, чем приносил бизнес. Горник тоже отказался от всех остальных проектов, которыми занимался на фрилансе (среди них, например, были продукты для MTV и Счетной Палаты РФ). «У меня была цель — зарабатывать в соответствии со своим вкладом в бизнес, — говорит Горник. — Был выбор — открывать свою студию аутсорс-разработки или идти к Ивану, где в отделе разработки работали два человека. Я решил идти к Ивану и не прогадал».

Чем больше Боровиков погружался в разработку продукта для маркетинга, тем меньше ему нравилось заниматься виртуальным оператором сотовой связи. К тому же теперь маркетинговое направление приносило достаточный доход и Иван решил выделить его в отдельную компанию — «Айтиком ДиР» (Дизайн и Разработка).

В 2009 году Иван продал часть компании, которая занималась мобильной связью, бывшим сотрудникам, вышел с 2 млн руб. и разработчиками. Тогда же он пригласил Александра Горника стать партнером и вместе вести бизнес по автоматизации: «Он как-то вызывал доверие. Делал больше, чем от него ожидалось».

«Легкий» способ бросить курить

Партнерам в новой компании было непросто. Денег хватало только на зарплаты сотрудников. Себе платили по минимуму — около 70 тыс. руб. Боровиков несколько месяцев не мог выплачивать ипотеку и долги по кредитам, по ночам ему звонили коллекторы, а курить пришлось бросить, потому что на сигареты денег совсем не хватало. Впрочем, теперь Боровиков считает, что это как раз было к лучшему: «Я понял, что тяга к табаку мнимая. Это очень сильно поменяло жизнь к лучшему с точки зрения здоровья, производительности и осознанности».

В 2009 году у компании появилось новое название — Mindbox. Придумали его сообща на мозговом штурме, обсуждая ценности компании, — было решено, что главная ценность — это объединение умных людей, и на следующей итерации появилось слово Mindbox. Домен.RU был кем-то уже занят, но его выкупили за $3 тыс. у первого владельца, который был крайне удивлен.

Компания, которая появилась потому, что основатели увидели огромный спрос, балансировала теперь на грани банкротства. После того как первая волна популярности схлынула, приходилось бороться за каждого клиента, потому что от этого зависело выживание. Компания уперлась в потолок. Работа с FMCG-рынком накладывала некоторые ограничения: «Балтика» не разрешала работать c Efes, GTI не разрешал работать с «БАТ Россия».

С другой стороны, такие ограничения позволили продавливать изменение формы контракта — вместо разовых платежей вида fixed cost/fixed term с компаниями, запрещавшими работать с конкурентами, договаривалось о подписке. В итоге пришло понимание, что подписка — наиболее подходящая модель для разработки ПО с крупными проектами.

В 2012 году долю в компании выкупила крупная рекламная группа, с которой Боровиков и Горник пересекались по клиентам (назвать рекламную группу основатели отказались, по данным «Контур.Фокус», 20,48% Mindbox принадлежит ООО «ОКС груп», управляющей активами российских партнеров японского рекламного холдинга Dentsu. — Inc.) Это была cash-out сделка, деньги перешли напрямую владельцам бизнеса, а не на счет компании. Обоим партнерам нужно было решать острые финансовые проблемы: Боровиков закрыл ипотеку и купил новую машину, Горник купил квартиру бывшей жене с ребенком.

«Кстати, думаю, что это было ошибкой, — говорит Боровиков. — Надо было делать cash-in и бежать быстрее. Но тогда сам по себе тот факт, что большие дяди готовы дать денег (тогда казалось, что много) за долю в твоей фирме, был очень значим».

Привлечение инвестора помогло основателям компании не только деньгами. Появились «взрослые» партнеры — акционеры рекламного холдинга, которые задавали правильные вопросы на советах директоров, помогли отстроить финансовую отчетность и привели несколько крупных клиентов, — появились Danon и «Аэрофлот». А уже после этих успешных историй в Mindbox пришли «Спортмастер», «Дочки-Сыночки», «Эксмо», Hoff — их привлекал лично Боровиков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как заниматься сексом с маленьким членом: лучшие позы и основные нюансы Как заниматься сексом с маленьким членом: лучшие позы и основные нюансы

Коллекция сексуальных поз, подходящих для пениса меньше среднего размера

Playboy
Хорошая девочка Хорошая девочка

Анну Котову-Дерябину привыкли видеть в образах взбалмошных блондинок

OK!
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Как в 40 выглядеть на 25: бьюти-секреты Равшаны Курковой Как в 40 выглядеть на 25: бьюти-секреты Равшаны Курковой

Равшана Куркова выглядит просто прекрасно – даже и не скажешь, что ей 40 лет!

Cosmopolitan
Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно

Почему нужно постоянно развивать свои знания и как перестать бояться неудач

СНОБ

Что нужно изменить в себе, чтобы обратить на себя внимание миллиардера

Cosmopolitan
Фотоуправляемое соединение изменило циркадный ритм клеточной культуры Фотоуправляемое соединение изменило циркадный ритм клеточной культуры

Новый шаг в основе разработок терапии синдрома смены часовых поясов

N+1
Как определить размер пениса: мифы и правда Как определить размер пениса: мифы и правда

Со времен изобретения пенисов вокруг них ходит много легенд

Maxim
Стоит поучиться? Принципы жизни Кейт Миддлтон – о семье, питании, буллинге Стоит поучиться? Принципы жизни Кейт Миддлтон – о семье, питании, буллинге

Герцогиня Кембриджская уже давно стала для многих примером для подражания

Cosmopolitan
Зарядка для тех, кто ведет сидячий образ жизни Зарядка для тех, кто ведет сидячий образ жизни

К чему приводит недостаток движения?

Psychologies
Серж Танкян Серж Танкян

Правила жизни музыканта Сержа Танкяна

Esquire
«В театре могут обидеть по-настоящему»: как пианист Борис Березовский покоряет сцену в новом аплуа «В театре могут обидеть по-настоящему»: как пианист Борис Березовский покоряет сцену в новом аплуа

Зачем пианисту, известному на весь мир, добиваться успеха в театре

Forbes
Николай Кукушкин Николай Кукушкин

Николай Кукушкин написал лучшую научпоп-книгу года: «Хлопок одной ладонью»

Собака.ru
Альцгеймер подождет! Альцгеймер подождет!

Что делать, чтобы Альцгеймер подождал

Здоровье
Цветы жизни Цветы жизни

Лев Рубинштейн — о разных ипостасях роз и обманутых ожиданиях

GQ
Это конец Это конец

Какие концы света грядут и каких из них не миновать

N+1
Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось

Множество идей из фантастических романов так и остались на их страницах

Популярная механика
10 действительно смешных сериалов 10 действительно смешных сериалов

Сериалы, которые подарят тебе порцию свежего юмора, еще не ставшего мейнстримом

Cosmopolitan
Как Иркутск вернулся к независимому театру и при чем тут «Территория» Как Иркутск вернулся к независимому театру и при чем тут «Территория»

Как прошел фестиваль современного искусства «Территория. Иркутск»

РБК
5 способов скрыть отросшие корни 5 способов скрыть отросшие корни

Однажды покрасить волосы — значит столкнуться с проблемой отросших корней

Cosmopolitan
15 привычек продуктивных людей 15 привычек продуктивных людей

Привычки, которые помогут всегда оставаться продуктивными и активными

Psychologies
Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины

Никитиных называли гениальными — педагогов знали в Японии, Европе и США

Cosmopolitan
Скажи целлюлиту Скажи целлюлиту

Выбираем самые эффективные средства против целлюлита

Cosmopolitan
8 вопросов о похудении и воде 8 вопросов о похудении и воде

Зачем худеющим вода?

Худеем правильно
В Русь ворвусь В Русь ворвусь

Гранд-вояж в красивый русский город — новый жанр светской жизни

Tatler
Триумф или ошибка: как поиски воды на Марсе привели к неожиданному открытию Триумф или ошибка: как поиски воды на Марсе привели к неожиданному открытию

Ученые сомневаются, что на Марсе действительно существуют озера

Forbes
Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии Гремучая смесь: самое удивительное животное Австралии

Млекопитающее, птица или рептилия?

Вокруг света
От Путина до Трюдо: какие правила делового гардероба диктуют главы стран От Путина до Трюдо: какие правила делового гардероба диктуют главы стран

Из чего состоит протокольный дресс-код глав разных стран?

РБК
Пассивная агрессия: что делать, если он тебя не обижает, но это больно Пассивная агрессия: что делать, если он тебя не обижает, но это больно

Как выявить пассивную агрессию у партнера и как с ней бороться?

Cosmopolitan
Продать за секунды: семь советов, как привлечь и удержать внимание современного потребителя Продать за секунды: семь советов, как привлечь и удержать внимание современного потребителя

Как сделать интернет-рекламу эффективнее?

Forbes
Открыть в приложении