Последняя миля: кто и как зарабатывает на компактном электротранспорте
Тренд на микромобильность особенно актуален летом. Персональный электротранспорт обещает избавить горожан от стресса: не нужно стоять в пробках, искать свободные места на парковке. Разбираемся, заменит ли он привычные автомобили и мотоциклы
Передвижение по городу на компактных транспортных средствах стало настолько популярным, что обратило на себя внимание властей: заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, выступая на ПМЭФ, заявил, что управление персональным микротранспортом должно регулироваться: при езде среди пешеходов следует соблюдать их скорость движения, а на проезжей части действия самокатчиков должны регулироваться ГИБДД.
Электротранспорт завоевывает мир
Персональный электротранспорт — самокаты, моноколеса, велосипеды, сегвеи и прочие гироскутеры — в последние годы получил второе рождение. Спрос растет как на девайсы для личного владения и пользования, так и на услуги кикшеринга. К 2030 году мировой рынок электросамокатов достигнет объема почти в $42 млрд в денежном выражении — драйверами выступают рост покупательной способности среднего класса в развивающихся странах и быстрая урбанизация. К началу 2019 года инвестиции в стартапы сферы микромобильности оценивались в $5,7 млрд, из которых более 85% приходилось на Китай. К тому моменту рынок привлек большую клиентскую базу и сделал это примерно в два-три раза быстрее, чем ниша каршеринга.
Причин роста несколько, полагает Давид Кибизов, управляющий директор компании HIPER: «Во-первых, из-за пандемии и необходимости дистанцироваться многие обратили внимание на альтернативные способы поездок на работу и перемещения по городу. Во-вторых, сказалось закрытие границ. Как следствие — рост внутреннего туризма, варианты путешествий на выходные или на день в своих регионах приобретают особую ценность. В-третьих, в крупных городах, особенно Москве, расширились пешеходные зоны, появились выделенные велодорожки и т. д. Четвертый фактор — сервисы по прокату велосипедов и самокатов. Люди видят на улицах тех, кто движется на электротранспорте, и примеряются тоже попробовать такой вид развлечения. Но прокат — достаточно дорогое удовольствие, поэтому покупка своего самоката или велосипеда выходит дешевле по итогу одного сезона».
С Кибизовым согласен и Александр Курило, директор по развитию бизнеса компании iconBIT: «Любую новинку сначала примеряют «ранние адепты», на них смотрит их консервативное окружение, и через два-три года, если тренд оказывается действительно классным, технология идет в массы». Электросамокаты выстрелили после бума гироскутеров года четыре назад, хотя и те и другие сначала шли на рынок как детские девайсы. Кикшеринг добавил популярности, предложив попробовать новое увлечение даже самым далеким от инноваций людям, полагает Александр Курило. Кроме того, именно за последние три — пять лет удалось снизить стоимость аккумуляторов и сделать электросамокаты доступнее большей аудитории. «Второй момент — широкое распространение колес-моторов под гироскутеры, когда два колеса по 350 Вт могли легко тащить даже взрослого человека в горку. Этот момент также снизил общую стоимость девайса — с $100-150 до $50», — добавляет он.
«Электросамокаты из развлечения превращаются в общественный транспорт и становятся массовым сервисом, — говорит Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса компании «Ситимобил». — Это транспорт «последней мили»: на нем можно добраться от остановки до дома или использовать для коротких поездок на небольшие расстояния внутри района. Для этого сервис должен быть массовым и доступным. Причем доступность — это не только цена, это комбинация цены и наличия самокатов в конкретный момент».
Куда пропал сегвей?
Идея разрешить проблему «последней мили» в больших агломерациях не нова, и на персональный электротранспорт ставки делались давно. Но самый яркий пример с сегвеем — и с продуктом, и с одноименной компанией — показал, что всему свое время и опережать его не стоит. Первый патент на «самобалансирующееся транспортное средство» был оформлен изобретателем Дином Кейменом еще в 1993 году, а в конце тысячелетия он уже пророчил исчезновение машин с улиц городов. Идея зажгла массы, в обсуждении первых прототипов участвовали, в частности, Джефф Безос и Стив Джобс. Последнего поначалу не впечатлил дизайн новинки («Я думаю, [дизайн] отстой. Его форма не новаторская, устройство неэлегантно и не ощущается сделанным для человека»), но, когда сегвей стал больше похож на то, что мы знаем под этим словом, глава Apple стал пророчить ему влияние на человечество не меньшее, чем у ПК («As big a deal as the PC»), а известный венчурный капиталист того времени Джон Дорр сравнивал сегвей со значимостью интернета.