Заменит ли электротранспорт привычные автомобили и мотоциклы

РБКБизнес

Последняя миля: кто и как зарабатывает на компактном электротранспорте

Тренд на микромобильность особенно актуален летом. Персональный электротранспорт обещает избавить горожан от стресса: не нужно стоять в пробках, искать свободные места на парковке. Разбираемся, заменит ли он привычные автомобили и мотоциклы

Данила Мельников

756230555954685.jpg
© Serg Myshkovsky / Getty

Передвижение по городу на компактных транспортных средствах стало настолько популярным, что обратило на себя внимание властей: заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, выступая на ПМЭФ, заявил, что управление персональным микротранспортом должно регулироваться: при езде среди пешеходов следует соблюдать их скорость движения, а на проезжей части действия самокатчиков должны регулироваться ГИБДД.

Электротранспорт завоевывает мир

Персональный электротранспорт — самокаты, моноколеса, велосипеды, сегвеи и прочие гироскутеры — в последние годы получил второе рождение. Спрос растет как на девайсы для личного владения и пользования, так и на услуги кикшеринга. К 2030 году мировой рынок электросамокатов достигнет объема почти в $42 млрд в денежном выражении — драйверами выступают рост покупательной способности среднего класса в развивающихся странах и быстрая урбанизация. К началу 2019 года инвестиции в стартапы сферы микромобильности оценивались в $5,7 млрд, из которых более 85% приходилось на Китай. К тому моменту рынок привлек большую клиентскую базу и сделал это примерно в два-три раза быстрее, чем ниша каршеринга.

Причин роста несколько, полагает Давид Кибизов, управляющий директор компании HIPER: «Во-первых, из-за пандемии и необходимости дистанцироваться многие обратили внимание на альтернативные способы поездок на работу и перемещения по городу. Во-вторых, сказалось закрытие границ. Как следствие — рост внутреннего туризма, варианты путешествий на выходные или на день в своих регионах приобретают особую ценность. В-третьих, в крупных городах, особенно Москве, расширились пешеходные зоны, появились выделенные велодорожки и т. д. Четвертый фактор — сервисы по прокату велосипедов и самокатов. Люди видят на улицах тех, кто движется на электротранспорте, и примеряются тоже попробовать такой вид развлечения. Но прокат — достаточно дорогое удовольствие, поэтому покупка своего самоката или велосипеда выходит дешевле по итогу одного сезона».

756230563555645.jpg
Shutterstock

С Кибизовым согласен и Александр Курило, директор по развитию бизнеса компании iconBIT: «Любую новинку сначала примеряют «ранние адепты», на них смотрит их консервативное окружение, и через два-три года, если тренд оказывается действительно классным, технология идет в массы». Электросамокаты выстрелили после бума гироскутеров года четыре назад, хотя и те и другие сначала шли на рынок как детские девайсы. Кикшеринг добавил популярности, предложив попробовать новое увлечение даже самым далеким от инноваций людям, полагает Александр Курило. Кроме того, именно за последние три — пять лет удалось снизить стоимость аккумуляторов и сделать электросамокаты доступнее большей аудитории. «Второй момент — широкое распространение колес-моторов под гироскутеры, когда два колеса по 350 Вт могли легко тащить даже взрослого человека в горку. Этот момент также снизил общую стоимость девайса — с $100-150 до $50», — добавляет он.

«Электросамокаты из развлечения превращаются в общественный транспорт и становятся массовым сервисом, — говорит Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса компании «Ситимобил». — Это транспорт «последней мили»: на нем можно добраться от остановки до дома или использовать для коротких поездок на небольшие расстояния внутри района. Для этого сервис должен быть массовым и доступным. Причем доступность — это не только цена, это комбинация цены и наличия самокатов в конкретный момент».

Куда пропал сегвей?

Идея разрешить проблему «последней мили» в больших агломерациях не нова, и на персональный электротранспорт ставки делались давно. Но самый яркий пример с сегвеем — и с продуктом, и с одноименной компанией — показал, что всему свое время и опережать его не стоит. Первый патент на «самобалансирующееся транспортное средство» был оформлен изобретателем Дином Кейменом еще в 1993 году, а в конце тысячелетия он уже пророчил исчезновение машин с улиц городов. Идея зажгла массы, в обсуждении первых прототипов участвовали, в частности, Джефф Безос и Стив Джобс. Последнего поначалу не впечатлил дизайн новинки («Я думаю, [дизайн] отстой. Его форма не новаторская, устройство неэлегантно и не ощущается сделанным для человека»), но, когда сегвей стал больше похож на то, что мы знаем под этим словом, глава Apple стал пророчить ему влияние на человечество не меньшее, чем у ПК («As big a deal as the PC»), а известный венчурный капиталист того времени Джон Дорр сравнивал сегвей со значимостью интернета.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как на вулкане! Как на вулкане!

Первозданная красота балийской природы сливается с красотой Елены Чернявской

Maxim
Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы Вот почему у древнеегипетских статуй отбитые носы

Носы отсутствуют у большинства из сфинксов, и это неспроста

Maxim
Древнейшему золотому украшению юга Германии оказалось 3800 лет Древнейшему золотому украшению юга Германии оказалось 3800 лет

В женском захоронении раннего бронзового века найдено украшение из золота

N+1
Как справиться с токсикозом на раннем сроке: 5 лайфхаков от Кейт Миддлтон Как справиться с токсикозом на раннем сроке: 5 лайфхаков от Кейт Миддлтон

Как облегчить симптомы раннего токсикоза?

Cosmopolitan
Как устроен бизнес хакеров-вымогателей Как устроен бизнес хакеров-вымогателей

Как организована киберпреступность и какие стратегии она использует?

Популярная механика
«Вместо того чтобы выращивать профессионалов, они ноют в подкастах»: мнение разработчика о найме в компаниях «Вместо того чтобы выращивать профессионалов, они ноют в подкастах»: мнение разработчика о найме в компаниях

Почему найм сотрудников в сфере айти ведется неправильно и что с этим делать

VC.RU
Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках

Какие награды получала Россия на всемирных выставках

Культура.РФ
Редактирование с помощью CRISPR/Cas впервые испытали внутривенно Редактирование с помощью CRISPR/Cas впервые испытали внутривенно

Шестеро пациентов легко перенесли генетическое редактирование печени

N+1
«Вернулась со свидания с крашем»: как соцсети развращают детей «Вернулась со свидания с крашем»: как соцсети развращают детей

Почему в соцсетях дети ведут себя вызывающе и какими могут быть последствия?

Psychologies
На старт, внимание, лайк На старт, внимание, лайк

Сколько можно заработать на инстаграм-марафонах?

Glamour
TAIGA и тайны Вселенной TAIGA и тайны Вселенной

TAIGA — гамма-обсерватория, позволяющая наблюдать за выплесками энергии

Эксперт
4 самые частые ошибки при подъеме веса, названные экспертом 4 самые частые ошибки при подъеме веса, названные экспертом

Ошибки при подъеме веса, которые могут привести к травмам

Playboy
15 привычек продуктивных людей 15 привычек продуктивных людей

Привычки, которые помогут всегда оставаться продуктивными и активными

Psychologies
Найдены индивидуальные могилы жертв средневековой чумы Найдены индивидуальные могилы жертв средневековой чумы

Даже во время средневековой чумы некоторых людей хоронили с почестями

National Geographic
Путешествие армии гигантских крабов: видео Путешествие армии гигантских крабов: видео

Гигантские крабы для своей защиты сбиваются в огромные стаи

National Geographic
Советские Мэрилин: трагичные судьбы актрис, которые могли затмить Монро Советские Мэрилин: трагичные судьбы актрис, которые могли затмить Монро

Некоторых советских актрис любил не только весь Союз — их знали даже за рубежом

Cosmopolitan
Уроки толерантности: мультфильм «Лука» объясняет, почему у нас много общего с морскими гадами Уроки толерантности: мультфильм «Лука» объясняет, почему у нас много общего с морскими гадами

«Лука» доказывает, что наше общество гораздо более толерантно, чем кажется

Forbes
Американские олени массово гибнут от загадочной болезни Американские олени массово гибнут от загадочной болезни

Ни лекарств, ни вакцины пока не создано

National Geographic
Master class в темпе вальса. К 80-летию режиссера Алексея Бородина Master class в темпе вальса. К 80-летию режиссера Алексея Бородина

Эссе-портрет режиссера Алексея Бородина

СНОБ
5 мифов о кондиционерах, которым не стоит верить 5 мифов о кондиционерах, которым не стоит верить

Популярные заблуждения о кондиционерах и их вреде

CHIP
«Сердце, которое мы не знаем» «Сердце, которое мы не знаем»

История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний

N+1
Мокрое место Мокрое место

Заплывы на открытой воде: как вывести себя на чистую воду

National Geographic Traveler
Полноприводная Granta, пикап Niva и другие. Топ-10 самых редких Lada Полноприводная Granta, пикап Niva и другие. Топ-10 самых редких Lada

Автомобили Lada, о которых вы вряд ли слышали

РБК
Это провокация Это провокация

Гарри Нуриев рассказал, кто и что интересует его в современном искусстве

AD
Федор Бухаров: «Мы проповедуем простой принцип win-win» Федор Бухаров: «Мы проповедуем простой принцип win-win»

Вице-президент «Тинькофф» объясняет, что такое «Играем за бизнес»

Forbes
Все о массаже гуаша: техники, эффективность и противопоказания Все о массаже гуаша: техники, эффективность и противопоказания

Почему массаж роллерами и скребками из кристаллов становится все популярнее

РБК
Летний кинотеатр: фильмы про молодость, драйв и свободу Летний кинотеатр: фильмы про молодость, драйв и свободу

Фильмы с настроением беспечности и предвкушения безграничных возможностей

Seasons of life
Запасной выход Запасной выход

Озера – идеальное место отдыха с шезлонгами, красивыми пейзажами

Лиза
Кумир Космодемьянской: кем была комиссар продразверстки Татьяна Соломаха Кумир Космодемьянской: кем была комиссар продразверстки Татьяна Соломаха

История революционерки Татьяны Соломахи

Cosmopolitan
Подлинная история «оружейного барона». Отрывок из книги Александра Гасюка о Викторе Буте Подлинная история «оружейного барона». Отрывок из книги Александра Гасюка о Викторе Буте

Отрывок из книги о Викторе Буте, обвиненном в сговоре против США

СНОБ
Открыть в приложении