И сотворили женщины
Женщины, которые не словом, а делом доказали, что они — вовсе не слабый пол. Рассказывает Екатерина Карпухина.
Архитектура интересовала женщин всегда: еще в XVI веке Катрин Брисонне в одиночку руководила строительством французского замка Шенонсо, пока ее муж Том Бойе был на войне. На стенах фасада даже сохранилась вырезанная надпись-девиз S’il vient à point, me souviendra (“Если удастся построить Шенонсо, меня будут помнить”).
Но все-таки женщин-архитекторов помнят неохотно: едва ли можно перечислить десять действительно громких имен. За всю историю попасть в ряды признанных профессионалов удалось немногим: сейчас среди сорока двух притцкеровских лауреатов всего две женщины — Заха Хадид и Кадзуё Сэдзима.
Первые квалифицированные женщины-архитекторы
В конце XIX века женщины начали поступать в технические университеты и получать лицензии архитектора. Но высшее образование не гарантировало успешную карьеру. София Хейден Беннетт, первая женщина, окончившая Массачусетский технологический институт в 1890 году, реализовала за всю свою жизнь лишь один проект. Из‑за гендерной дискриминации она так и не смогла найти работу по профессии и была вынуждена устроиться учителем черчения в школу.
Чуть больше повезло Марион Махони Гриффин, получившей одной из первых в США лицензию архитектора. В 1895 году она устроилась помощницей к Фрэнку Ллойду Райту и проработала с ним более четырнадцати лет, однако оставаясь в тени. Она проектировала здания и мебель, создавала удивительные витражи и панно, а также рисовала акварельные изображения, которые, вероятно, составили почти половину эскизного портфолио Райта. Кроме того, Махони была одной из родоначальниц школы прерий.
Казалось бы, женщины получили возможность заниматься любимым делом, но это была иллюзия — до признания их талантов было еще далеко. Например, Баухаус, самая прогрессивная архитектурная школа того времени, в 1919 году начала открыто принимать в программу квалифицированных женщин, однако при поступлении преподаватели настоятельно рекомендовали им выбирать женские ремесла. Так девушки, мечтавшие стать скульпторами, архитекторами, художниками, оказывались у ткацкого станка.