Купол. На каждой выставке всегда есть архитектурная доминанта – вспомним Эйфелеву башню. В Дубае это циклопических размеров самонесущий купол по проекту чикагского бюро Adrian Smith + Gordon Gill, расположенный на центральной площади выставки Аль-Васл (в переводе с арабского – «связь»). Под ним легко могло бы уместиться 12-этажное здание. Днем купол не производит особого впечатления, но когда солнце садится, на его поверхность начинают проецировать совершенно фантастическое светомузыкальное шоу. Невольно думаешь, что будет с этим сооружением после выставки: если та же Эйфелева башня хороша сама по себе, то купол без десятков проекторов и мощной звуковой системы теряет почти всю свою привлекательность.
В получасе езды от центра Дубая в пустыне за пять лет выстроили сказочный город, где с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года проходит Всемирная выставка Expo 2020 Dubai, которая из-за пандемии COVID-19 была перенесена на год. По сравнению с самим Дубаем – нагромождением небоскребов среди безжизненной пустыни – выставка выглядит как фантастический оазис с райскими садами и причудливыми зданиями. Вся эта красота обошлась организаторам минимум в 6,8 млрд долл. – на эти деньги можно было построить четыре-пять небоскребов типа Бурдж-Халифа. Миланская Expo 2015, кстати, стоила всего 1,5 млрд. И эта разница видна.
История всемирных выставок началась в далеком 1851 году, когда в лондонском Гайд-парке был построен Хрустальный дворец из железа и стекла. Оттуда пошли и традиции: потрясающая воображение революционная архитектура плюс демонстрация технологических достижений и открытий. В частности, именно здесь показали первый телефон, а Эйфелева башня, построенная к Всемирной выставке 1889 года в Париже, превратилась в символ города. Постепенно технологий и открытий на Expo становилось все меньше, а архитектурных излишеств – все больше. Выставки стали, скорее, высказываниями на тему будущего человечества и рекламой стран-участниц: в новом веке почти все государства строят собственные павильоны.
Павильон Нормана Фостера Alif до отказа набит арабскими чудесами, в том числе фотореалистичными скульптурами в натуральную величину (слева) и в виде 9-метровых голов (справа внизу). Не менее сказочно выглядит и макет арабского центра управления полетом к Марсу.
Последние из Могикан
Предпоследней выставкой, где еще можно было поглазеть на технологические чудеса, стала японская Expo 2005 в Нагое. В павильонах и на улицах постоянно встречались роботы – от полицейских и дворников до экскурсоводов и даже джазового оркестра.
Цветок. От купола тремя лепестками расходятся тематические зоны – «Возможность», «Мобильность» и «Устойчивое развитие». Особого смысла в таком разделении нет, зато в каждом секторе встречаются свои жемчужины. Например, в зоне «Мобильность» это невероятный павильон-волна, спроектированный легендарным архитектурным бюро Нормана Фостера Foster + Partners. Здание, по ощущениям, построено на века. Внутри находится одна из самых ярких экспозиций, которая начинается гигантским барельефом в античном стиле, где показано развитие человеческой цивилизации. Дальше идет зал с 9-метровыми арабскими учеными, а затем другие масштабные инсталляции, вызывающие настоящий вау-эффект. Экспозиция настолько огромная, что в ней легко затеряется самый большой в мире пассажирский лифт, способный перевезти за один раз 160 человек.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.