Технопарад
Дело труба
Компания Hyperloop One продолжает разработку высокоскоростной транспортной системы и провела вторую серию испытаний. Уже сейчас опытный прототип пассажирской капсулы способен развить скорость, сравнимую с возможностями скоростных поездов, но скоро ей предстоит обогнать и авиалайнеры.
Идею поезда, мчащегося по вакуумированной трубе, еще в 1909 году выдвинул пионер ракетостроения Роберт Годдард. В 2013-м ее возродили Илон Маск и Шервин Пишевар, представив концепцию и эскизную документацию проекта Hyperloop Alpha: герметичные капсулы с индукционными электродвигателями должны развивать до 1200 км/ч и стать новым видом дешевого скоростного транспорта. И хотя сам Маск активно проектом не занимается, за дело взялись другие разработчики, среди которых быстро выделился лидер – возглавленная тем же Пишеваром компания Hyperloop One. В августе она успешно испытала тестовый участок тоннеля в Неваде. Это была уже вторая фаза испытаний, на которых прототип капсулы XP-1 достиг 309 км/ч, преодолев дистанцию почти 450 м. Это может не особенно впечатлять, однако еще в мае 2017 года, на первой фазе, эти цифры составляли 110 км/ч и 100 м, так что проект развивается гигантскими темпами. Компания уже объявила всемирный открытый конкурс, предлагая представить транспортные, экономические, политические и другие обоснования для развития сети Hyperloop в том или ином городе. К сожалению, российских мегаполисов в числе полуфиналистов нет.
Колосс норвежский
Самую большую в мире «крепость для хранения данных» построят на севере Норвегии, за полярным кругом. Дата-центр Kolos задуман максимально независимым от остального ненадежного мира – даже энергией он обеспечит себя исключительно из местных возобновляемых источников.
Коммуна Балланген привлекла создателей Kolos не только развитой, стабильно работающей инфраструктурой, но и самим северным климатом, который позволит активно использовать воздух для охлаждения серверов. Полезным выглядят и обилие водных ресурсов, подходящих для гидроэлектроэнергетики, и ветрогенераторы, и уже почти готовые системы оптоволоконной связи, проложенные местными горнодобытчиками. Ожидается, что на первых этапах Kolos сможет получать для своих нужд порядка 70 МВт, а впоследствии эту величину удастся довести до 1000 МВт, что поставит его вровень с крупнейшими дата-центрами мира. По проекту, сооружение достигнет площади 600 тыс. м2 и побьет текущий рекорд, который пока что удерживает дата-центр Range Group в китайском Ланфане. Впрочем, лидером Kolos останется недолго: в Неваде развернуто строительство Citadel Campus – уже на 660 тыс. м2.
Пальцы веером
Бельгийские ученые представили прототип роборуки, изготовленный из упругого материала со способностью к самовосстановлению после повреждений – вплоть до сквозных порезов. Осталось сделать из него полноценного мягкого робота.
Инженеры с большим увлечением работают над созданием мягких роботов, лишенных твердого каркаса. Они должны стать гибче и ловче в движениях, точнее в манипуляциях мелкими и хрупкими объектами, чем привычные сегодня машины, и даже самостоятельно «залечивать» повреждения. Такую возможность продемонстрировал прототип, созданный в Брюссельском свободном университете. Авторы нанесли материалу несколько повреждений, на 40 минут довели температуру до 80 °C и дали остыть. При нагревании химические сшивки между молекулами полимера распадались, и они довольно свободно перемещались, затягивая повреждение. Протекавшие при остывании реакции Дильса – Альдера приводили к образованию новых связей, отвердению и восстановлению более 98% первоначальных свойств материала. В принципе, этот цикл можно повторять почти бесконечно, получив практически неубиваемого мягкого робота для массы полезных применений.