Новый катамаран на солнечных панелях готовится к штурму Атлантики

Популярная механикаHi-Tech

Солнце вместо паруса

Текст: Александр Грек

Председатель совета директоров компании «РОТЕК» Михаил Лифшиц относится к тому типу предпринимателей, которых можно назвать отечественными Илонами Масками. Успешный бизнес он сочетает с фантастическими увлечениями – например, разработкой самолета и катамарана на солнечных панелях для кругосветного путешествия. Мы решили начать разговор с катамарана.

Нынешний катамаран на солнечных панелях, который в следующем году отправится штурмовать Атлантику, уже второй подход Михаила к этой теме. А началась история очень давно, когда в Чувашии был построен завод «Хевел», производящий солнечные модули, и Михаил Лифшиц вошел в его совет директоров. Первая очередь завода рассчитывалась для тонкопленочной технологии швейцарской компании Oerlikon, которая к моменту окончания строительства была признана тупиковой. Проект спас собственный научно-технический центр в Санкт-Петербурге, разработавший новую технологию производства солнечных модулей на основе гетероперехода HJT, причем для освоения новой технологии даже не понадобилось менять основное оборудование завода. Более того: физический предел КПД солнечных панелей на тонких пленках оценивается в 15% (с реальным 12%), по отечественной же технологии он приближается к 30%. А реальный КПД солнечной ячейки производства «Хевел» составляет 23,5%. У новых ячеек выявилось интересное свойство – хорошая работа с рассеянным светом. Традиционные кристаллические ячейки прекрасно работают с прямым светом, но плохо – с наклоненным. Поэтому большинство систем поворачивают панели вслед за солнцем, как подсолнухи. А если поворачивать панели не надо, то это идеальное решение для крыш. «Я убежден, что ставить солнечный парк на землю нужно только тогда, когда крыши закончились, – поясняет Михаил Лифшиц. – Блокирование почвы, на которой можно выращивать еду, я считаю преступлением».

Первая попытка

В 2018 году друг Лифшица Федор Конюхов собрался на весельной лодке пересечь Тихий океан от Новой Зеландии до Южной Америки, обогнув мыс Горн. Несмотря на то что в качестве движителя использовались весла, на лодке было много электрооборудования: два типа спутниковых телефонов, несколько систем радиосвязи и навигации плюс система отопления, вмонтированная в пол каюты. Питалось все это хозяйство от солнечных панелей. Их тоже продублировали: половина системы работала на итальянских панелях, половина – на панелях от «Хевел». По результатам путешествия выяснилось, что итальянский монокремниевый модуль при нормальном освещении начинал вырабатывать электричество примерно в 11:00–11:30, а российский – в 6:00. Это хорошие новости. Были и плохие: после нескольких переворотов лодки некоторые модули расслоились и расползлись, потому что химия, которую применили

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самый большой магнит в мире Самый большой магнит в мире

Самый массивный и мощный на планете магнит – центральный соленоид

Популярная механика
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Побег с аэродрома Побег с аэродрома

Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механика
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Гонка за орбитальный кинематограф Гонка за орбитальный кинематограф

Зачем снимать кино в космосе, если есть компьютерная графика?

Популярная механика
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Внуки лунохода Внуки лунохода

Экскурсия в инженерный центр беспилотных технологий «Яндекса»

Популярная механика
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Роботы в лабиринте Роботы в лабиринте

SubT — конкурс между роботами, способными самостоятельно исследовать подземелья

Популярная механика
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Вирусы против людей: хроника вечной войны Вирусы против людей: хроника вечной войны

Афинская чума, черная смерть, испанка, СПИД и другие эпидемии человечества

Дилетант
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Турецкий словарь Турецкий словарь

Гид по турецкому этикету — словарь для диалога с деловыми партнёрами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Противолодочная война Противолодочная война

Подводная охота вернулась

Популярная механика
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Открыть в приложении