Игра на миллиарды
«Настольные катастрофы» для ученых и правительств – игры в пандемии, ставки в которых больше, чем жизнь или даже миллион жизней.
Установка
Cообщения о вспышке неизвестной инфекции поступили не из диких джунглей Африки, а из Франкфурта и венесуэльского Каракаса. Судя по первым данным, вирусный агент близок к возбудителю парагриппа, однако несет несколько важных отличий, из-за чего и он сам, и заболевание получили отдельное название – Clade X. Передается вирус преимущественно воздушно-капельным путем, при чихании и кашле. От момента заражения до развития заболевания может пройти неделя, в течение которой человек остается заразен. В большинстве случаев течение болезни мало отличается от классической ОРВИ, но у значительной части пациентов развивается воспаление головного мозга, энцефалит, означающий почти стопроцентную смерть. В целом же и скорость распространения, и летальность можно расценить как умеренные.
Однако примерно через месяц после первых сообщений, когда число заболевших превысило 400, а умерших – 50, когда несколько случаев заболевания зарегистрировали у американских солдат на Ближнем Востоке, куда успела проникнуть эпидемия, президент США распорядился сформировать комитет по реагированию на создавшуюся ситуацию. В него вошли чиновники высшего уровня – министры здравоохранения, обороны, иностранных дел, директора ЦРУ и CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний) и т. д. – во главе с президентским советником по национальной безопасности. Информацию о первом подтвержденном случае Clade X на территории США они получили сразу.
Обстановка
Приведенный выше сценарий описывает события полностью реалистичные, но, по счастью, не реальные. С такого пункта «дано» началась симуляция пандемии, проведенная в 2018 году Центром безопасности здравоохранения (CHS) при Университете Джонса Хопкинса. Несмотря на игровой характер этого занятия, цели у мероприятия под кодовым названием Clade X были самые серьезные: оценить, насколько США и мир в целом готовы к нашествию новых патогенных микробов, с какими сложностями придется столкнуться и какие последствия будут иметь те или иные официальные действия. Так генералы отрабатывают собственные планы и сценарии во время долгих и сложных «штабных игр».
Подготовка к «вирусным играм» была не менее серьезной, чем у военных. Работу над сценарием Clade X возглавил сотрудник CHS и специалист по пандемиям Эрик Тонер. Использовались самые современные вирусологические и эпидемиологические модели, максимально приближенные к реальности и учитывающие данные о поведении предыдущих эпидемий. Членов комитета «играли» бывшие и действующие госслужащие высшего уровня, чьи должности аналогичны или очень близки к позициям их персонажей, – эксперты, способные грамотно оценить ситуацию и доступные ресурсы. Обстановка была максимально приближена к боевой: информацию о развитии событий и последствиях своих решений участники получали в форме официальных докладов и даже заранее записанных выпусков теленовостей, подготовленных для разных сценариев происходящего.
Блицкриг
Принимать решения потребовалось сразу. Стоит ли прервать авиасообщение со странами, где распространилась эпидемия? Или вообще закрыть границы? Оказывать ли помощь пострадавшей Венесуэле, президент которой вообще отрицает существование проблемы? Какие выделить средства на противоэпидемические мероприятия, на изучение вируса, поиск вакцины? А когда препарат удастся разработать, с кого начать вакцинацию? Наконец, как противостоять потоку ложных и панических сообщений в социальных сетях?.. Достичь соглашения по многим из этих вопросов – от введения национального карантина (на это участники Clade X не пошли) до продолжения военных действий на Ближнем Востоке (а это сделали) – оказалось крайне непросто. Многие их резолюции отклонялись президентом, исходя из «текущей политической обстановки».