Прилечу на такси!
Сегодня услуги воздушного транспорта в городской среде уже не являются чем-то необычным. «Вертолетное такси» можно вызвать в нескольких крупных городах мира. Легко предположить, что, как и на земле, транспорт для городских воздушных перевозок будет постепенно переходить на электрическую тягу.
Современные технологии позволяют создавать летательные аппараты на электрической тяге с вертикальными взлетом и посадкой (ЛА eVTOL), которые оснащены распределенными электрическими силовыми установками. По сравнению с вертолетами такие машины более безопасны и надежны и менее шумны. Они также экологичнее и требуют меньших затрат энергии.
Винтоплан против коптера
Прототипы таких ЛА уже созданы. Это китайский одноместный коптер с восемью винтами Ehang 184, двухместный пассажирский мультикоптер SureFly (США), а также беспилотный аппарат Volocopter 2Х (Германия).
Компания Uber Elevate (авиационное подразделение Uber), намеревающаяся к 2023 году создать службы воздушных такси в нескольких городах мира, не собирается применять вертолетную по сути схему коптера, а сосредоточена на проектах винтопланов, которые могут переходить из режима вертикального полета, обеспечиваемого несущим винтом, в режим горизонтального полета с помощью толкающего хвостового винта при использовании крыла. Такие машины будут летать быстрее, на большую дальность и тратить меньше энергии.
Исследования Калифорнийского политехнического университета и Технологического института штата Джорджия показали, что винтоплан eVTOL с аэродинамическим качеством 14 и крейсерской скоростью 240 км/ч способен в течение трехчасовой интенсивной эксплуатации выполнить 12 полетов на дальность 40 км каждый без подзарядки батарей, в то время как ЛА eVTOL вертолетной схемы с аэродинамическим качеством 4 и скоростью крейсерского полета 160 км/ч просто не может осуществлять полеты в таком интенсивном режиме.
Бортовая электрическая силовая установка ЛА eVTOL по причине низкой стоимости электроэнергии, получаемой непосредственно от городской энергосети (она ниже цены на авиатопливо), обеспечивает более высокую эффективность, чем двигатели внутреннего сгорания. Исследования показали, что у четырехместного винтоплана стоимость пассажиро-километра на 26% меньше, чем у поршневого вертолета Robinson R44.
Uber для своего перспективного четырехместного винтоплана eVTOL, первые демонстрационные полеты которого состоятся в 2020 году, определяет крейсерскую скорость в 274 км/ч на высоте 305 м и дальность 160 км с полезной нагрузкой 363 кг. Компания Aurora Flight Sciences, работающая с Uber, уже построила летающие модели такого ЛА.