«Город заинтересован, чтобы личных машин было меньше»: зачем стартап внутри мэрии Москвы делает «народный каршеринг»
И почему верит, что люди согласятся платить за подписку, чтобы сдать свой автомобиль в аренду.
С мая 2021 года департамент транспорта Москвы тестирует «Рули» — сервис, через владельцы автомобилей могут сдавать их в аренду другими водителям. Если несколько человек будут пользоваться одним автомобилем, то в городе будет меньше «вечно стоящих» машин и больше свободных мест на парковках, убеждены в департаменте.
Во время тестирования сервис будет бесплатным, а затем планирует запустить подписку. Идея интересная и полезная, но автовладельцев ещё надо убедить подключиться к сервису, указывают эксперты. Даже если люди готовы делиться своей машиной и установить нужное оборудование, останется объяснить, почему они должны платить за сервис, который делает город на бюджетные деньги.
На этот и другие вопросы ответили руководитель проекта «Рули» Антон Проскурин и менеджер продукта Илья Паршуков. До прихода в Дептранс оба работали в частных компаниях, в том числе в каршеринге.
«Если есть машина друзей, зачем покупать свою?»
Дептранс хочет, чтобы на городских парковках стояло как можно меньше машин, а жители отказались от покупки автомобиля и выбрали другой транспорт: общественный, такси или каршеринг.
«Есть машина друзей, которую я могу взять на выходные и съездить за город. А если друзья уехали в отпуск, я возьму её на две недели. Зачем мне покупать свою?» — рассуждает Антон Проскурин.
Сейчас около 1,2 млн машин — где-то треть от всего объёма автомобилей в городе — используются не больше трёх дней в неделю, а остальное время стоят на парковке.
Парковки забиты. С точки зрения городского пространства это не классно. Город заинтересован в том, чтобы личных автомобилей было как можно меньше.
Антон Проскурин
Сначала команда планировала сделать подобие маркетплейса, на котором владельцы будут сдавать свои машины всем желающим в поминутную аренду. Но создатели остановились на сценарии, когда человек делится автомобилем с родственниками и друзьями.
В процессе мы поняли, что к личному автомобилю относятся, как к своей ласточке, и никому не хотят его отдавать. Поэтому мы начали с близких людей, которым доверяют. Ты скорее дашь автомобиль другу, чем человеку с улицы.
Антон Проскурин
Владельцы смогут отслеживать поездки и состояние автомобиля через приложение: местонахождение, длительность аренды и расход топлива. Информацию будет собирать оборудование, которое установят в машине для бесконтактного доступа. Для каждой поездки владелец определяет:
- Стоимость аренды — он может указать определённую сумму или вообще предложить взять машину просто так.
- Куда вернуть машину.
- Нужно ли заправлять и мыть автомобиль после поездки.
Сейчас команда занимается кастдевом и выясняет основные сценарии использования — а затем будет дорабатывать продукт. Дептранс изучает ещё две модели развития сервиса:
- Поиск и аренда автомобилей поблизости через приложение — в радиусе 300-500 метров. В этом случае владелец машины решает, давать её другому человеку или нет и на каких условиях.
- Сдача и аренда автомобилей на регулярной основе. Сценарий похож на тот, по которому сейчас работают сервисы каршеринга. Но для этого нужно большое количество пользователей — как автовладельцев, так и тех, кто ищет машину.
Это история про тех собственников, кто редко пользуется своим автомобилем.Сейчас люди сдают их самостоятельно, например, через «Авито» или другие сервисы. Мы хотим дать им удобный инструмент для управления и отслеживания, а в будущем — дополнительные услуги.
Илья Паршуков, менеджер продукта «Рули»
Полноценный запуск запланирован на осень 2021 года. До тех пор сервис подключит 100 владельцев автомобилей и их друзей для закрытого тестирования. После запуска «Рули» планируют подключить минимум тысячу автомобилей в течение полугода или года.
За два месяца сервис получил 150 заявок от автовладельцев и 500 от потенциальных арендаторов. Сколько из них одобрили и подключили, в департаменте не говорят.