Как выковать дракона
«Популярная Механика» и агентство исторических проектов «Ратоборцы» продолжают знакомить вас с интересными моментами отечественной истории.
Данных о ранней русской артиллерии сохранилось немного: во время московского пожара 1626 года сгорели манускрипты Пушечной избы и Пушечного двора XVI века, а в 1812 году французы взорвали здание Арсенала вместе с архивом артиллерийского ведомства. Поэтому точных дат назвать невозможно. Зато известно древнейшее огнестрельное орудие, найденное на территории русских княжеств, – пушка калибром 122–127 мм и длиной 460 мм, датируемая в довольно широком диапазоне – примерно 1375–1425 годами. Она была обнаружена подо Ржевом.
Психическая атака
Пушки той эпохи уступали метательным машинам и использовались скорее как психологическое оружие. Как писал летописец, рассказывая о столкновении на реке Ворскле между литовцами и татарами в 1399 году, «в поле чисте пушки и пищали недействени бываху».
С 1470-х годов начинается знаковый период в истории русской артиллерии: Иван III приглашает из Италии и Германии «мастеров хитрых, которые бы умели из пушек стрелять», и пушки наконец становятся грозным оружием. Первая партия пушечных мастеров во главе с легендарным архитектором и артиллерийским инженером из Болоньи Аристотелем Фиораванти прибыла в Москву в 1475 году. Под его руководством был построен завод по литью бронзовых орудий – «Пушечные избы». В большом количестве прибывали пушечные мастера и из Германии.
Итальянцев в тот период еще называли фрязами, и именно оттуда пошла распространенная русская фамилия Фрязин. Например, в документах 1490 года упоминается «пушечный мастер Яков Фрязин с женою», а в документах 1494 года – мастер Петр Фрязин. Понятно, это были чистокровные итальянцы. За первую половину XV столетия сохранилось только одно имя мастера, который умел делать пушки и стрелять из них, – Микула Кречетников. В 1447 году осаждающему Углич Василию II его союзник, великий князь Борис Александрович Тверской, послал в помощь «пушечника с пушками, именем Микулу Кречетникова. Но таков беяше той мастер, но яко и среди немец не обрести такова».
Если в Европе было деление на инженеров и пушкарей, то в России пушкари как сами изготавливали орудия, так и сами стреляли их них, готовили порох и снаряды. Разделение на мастеров и пушкарей-артиллеристов произошло у нас только к середине XVI века.