Дар вулкана
Миллионы лет назад там, где ныне город Гай, на дне моря проснулся вулкан. Часть того, что он вынес из недр на поверхность, со временем превратилась в крупнейшее месторождение медноколчеданной руды. 60 лет назад, когда моря уже не было и в помине, сюда пришли советские люди, чтобы дать стране медь и цинк. Для этого пришлось вырыть колоссальное подземелье.
Трясет прилично. Если кому довелось ездить по проселку в кузове грузовика, ощущения сопоставимые. Ухабы, лужи. Это дорога для сильных машин. Из фонарика на каске вырывается мощный луч и пляшет по стене тоннеля. В легкой дымке от выхлопа транспортера луч жирный, почти осязаемый. Дымок удаляется из тесного тоннеля быстро, но не мгновенно. Однако, когда транспортер останавливается, на глубине 1075 м никакой затхлости или духоты не ощущается. Шахта отлично проветривается, и воздух тут на удивление свежий. Мы находимся в подземном руднике (тут все произносят это слово с ударением только на первый слог) Гайского горно-обогатительного комбината, входящего в структуру Уральской горно-металлургической компании. На самом нижнем вырабатываемом сейчас горизонте. В будущем добыча продолжится еще ниже, на глубинах до 1700 м.
На глубинных перекрестках
Рудник здесь часто образно называют подземным городом, но, откровенно говоря, на город это совсем не похоже. Ближайшая аналогия – техническое многоэтажное сооружение, состоящее из горизонтов-этажей, связанных вертикальными шахтными стволами, по которым руда перемещается между горизонтами и поднимается на поверхность (здесь говорят «на-гора»). По шахтным стволам передвигаются и люди.
Шахтные стволы венчают копры – фактически машинные отделения подъемных устройств. Если самый быстрый лифт в Москве (в одном из небоскребов) разгоняется до скорости 7 м/с, что раз в десять больше скорости лифтов в обычных жилых домах, то клеть, на которой мы спускались на более чем километровую глубину, движется еще быстрее – 8 м/с, так что на месте мы были уже через пару-тройку минут. Если же на борту только груз, клеть мчится в полтора раза быстрее.
Каждый горизонт являет собой паутину горизонтальных тоннелей, по которым передвигается техника – транспортеры для людей и руды, буровые машины. Чтобы представить себе масштабы сооружения, можно упомянуть лишь одну цифру: совокупная длина подземных дорог, по которым могут ездить колесные машины, – 250 км. Чтобы избежать ДТП, на 26 перекрестках пришлось установить специальные светофоры из двух светодиодных модулей – красного и зеленого, – защищенных взрывонепроницаемой оболочкой.