Покрас Лампас рассказал о ценах на свои работы и спросе на каллиграфутуризм

РБКРепортаж

Покрас Лампас — о вандализме, визионерстве и любимой музыке

Покрас Лампас рассказал «РБК Стиль» о ценах на свои работы, коллаборацию с Comme des Garçons, о спросе на каллиграфутуризм на Востоке, а кроме того, поделился чувствами в тот момент, когда по его «Супрематическому кресту» проезжал асфальтоукладчик.

Оля Степанян

755752975072037.png
Покрас Лампас. Съемка для ​коллаборации М.А.С X Pokras Lampas. Фото Илья Ровный, @ROVNIY

В конце ноября в прокат вышел документальный киноальманах «33 слова о дизайне» — совместный проект школы дизайна Bang Bang Education и Beat Film Festival. В кадре влиятельные российские дизайнеры размышляют об особенностях и границах национального восприятия красоты. Повествование замыкает Покрас Лампас, зачитывающий манифест о форме, композиции и свободе на фоне свеженаписанного «Супрематического креста» в Екатеринбурге. Вскоре после съемки городские власти закатают часть работы в асфальт, православные активисты взбунтуются против художника, Покрас вернется в Екатеринбург и уберет очертания креста. А затем развернет поп-ап-инсталляцию Upcycle The Future в ДЛТ, сделает арт для витрин Comme des Garçons по всему миру, выставит новые полотна на Шанхайской художественной ярмарке, распишет одну из китайских крыш фразой «Create What You Believe» — иными словами, продолжит работать на сверхскоростях, опровергая известную цитату «Обидеть художника может каждый».

— Начнем с фильма. Почему вы согласились в нем участвовать, если всячески ограждали себя от именования «дизайнер»? Например, в 2016-м вы читали лекцию «Бросайте дизайн!», в которой называли его мелочевкой. Как и почему отношение к дизайну изменилось, учитывая, что в фильме вы ассоциируете его со свободой?

— В «Бросайте дизайн!» я призывал прекращать проекты, которые сильно трансформируются под давлением заказчика. Говорил, что нужно отказываться от работы на дядю, менять рынок и, как следствие, само понимание дизайна. Художник может заниматься дизайном, что я доказываю собственным примером. Я всегда с интересом следил за развитием этой сферы в России. Пусть и не соприкасаюсь с местным рынком, знаю ведущие студии, ведущих игроков в области образования. Команда школы Bang Bang Education знакома мне давно: мы записали пару часовых лекций в 2017-м и в 2019-м. Поэтому мне было приятно поддержать их инициативу. К тому же ребята предоставили мне полную свободу, которую я считаю первостепенной в любом деле.

— Совсем недавно в подкасте у Эрика Рикии вы рассуждали о Канье Уэсте как о визионере. При этом вы сами визионер. Как считаете, реально ли воспитать в себе визионерство или это нечто врожденное, идущее рука об руку с талантом?

— Визионерство не может быть врожденным — это качество именно что приобретают. Чтобы стать визионером, нужно быть образованным, максимально открытым к новым технологиям, понимать, что происходит сейчас, предугадывать тренды, отслеживать взаимодействие трендов и технологий, формирование той или иной культурной среды и пересечение моды, дизайна, живописи — любых видов искусства. Задача художника, собственно, стать визионером, чьи идеи и действия как триггер меняют общественное сознание.

— А у вас были визионерские промахи? Скажем, когда вы делали ставку, что тот или иной элемент вашего творчества будет востребован в скором времени, но он не нашел отклика до сих пор? Можете рассказать о последнем удачном, сбывшемся «предсказании»?

— Что касается трендов, которые я предвидел, тут правильнее говорить о «широких штрихах»: вот появился холст в стиле каллиграфутуризм, через год он перетекает в коллаборации с брендами, через два года под хештегом #каллиграфутуризм появляются десятки тысяч работ молодых вдохновившихся художников. Если говорить об идеях, на которые пока не откликнулись, то все упирается в работу с технологическим обеспечением, пока недоступным зрителю. Любой VR-проект неразрывно связан с возможностью его транслировать, а развитие платформ виртуальной реальности хромает, VR-шлемы создаются медленно, вот работы и не доходят до общества. То же самое, кстати, с экспериментальными полотнами, нацеленными на контекст будущего. Те, что я написал два-три года назад, оценят только через пять-десять лет — они должны пройти закалку временем и доказать свою устойчивость.

— А какая из работ ждала своего часа дольше всего?

— Одной нет — это эскизы для коллабораций в фэшн-индустрии. Сами понимаете: от разработки принта до презентации коллекции на неделе моды проходит полгода, до покупателя одежда доходит еще через год. Например, зачатки эскизов к коллабу с Dries Van Noten были готовы в 2013-м. В агрегаторы контента они попали только в 2015-м, их заметила команда бренда, коллекция вышла в 2017-м, а до покупателей дошла только в 2018-м.

— Кстати о коллаборациях. Есть ли черта, после которой сотрудничество художника с брендом перестает быть взаимовыгодным и происходит перекос, при котором художник явно бренду нужнее, чем наоборот? Условно, не ощущаете ли вы, что «Яндекс.Станцию» или палетку M.A.C купили не потому, что бренд классный, а потому, что Покрас руку приложил?

— Искусство действительно интегрируется в маркетинг бренда — это взаимовыгодное сотрудничество: бренду важно создавать дополнительные ценность и смысл продукта, а художнику — осваивать новую платформу. Что касается, например, M.A.C: ни один их продукт не выпускается просто так. Вкупе идет съемка, некий перформанс. Покупая их палетку, человек поддерживает бренд, который поддерживает художника, что стимулирует бренд к более смелым коллаборациям в будущем. Очень здоровая экосистема, на мой взгляд. «Яндекс» же помимо лимитированной серии колонок выпустил вместе со мной манифест о связи искусства и технологий — это не менее важно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
Понятная таблица размеров китайской одежды Понятная таблица размеров китайской одежды

Изучаем таблицу размеров китайской одежды для легких покупок

Cosmopolitan
6500 обращений, 148 дел 6500 обращений, 148 дел

СК представил статистические данные о насилии в системе ФСИН

РБК
Кто кому мама: как родители меняются ролями с детьми Кто кому мама: как родители меняются ролями с детьми

Иногда родители выбирают слабую позицию, вынуждая детей повзрослеть раньше срока

Psychologies
Всем плевать. Почему расследования Навального не выходят за рамки политических сплетен Всем плевать. Почему расследования Навального не выходят за рамки политических сплетен

Фонд борьбы с коррупцией Навального выпустил сразу два громких расследования

СНОБ
Квартира для мамы, 43 м² Квартира для мамы, 43 м²

Интересная и комфортная квартира для пожилого человека

AD
Роман Хорошев: Зачем бизнесмену брать кредит под 25% годовых Роман Хорошев: Зачем бизнесмену брать кредит под 25% годовых

В каких ситуациях могут оказаться выгодными займы под процент выше среднего?

СНОБ
Несбывшиеся ожидания. Что не так с законом о цифровых финансовых активах Несбывшиеся ожидания. Что не так с законом о цифровых финансовых активах

Закон о цифровых финансовых активах можно назвать одним из самых обсуждаемых

Forbes
Операция «С Новым годом!» Операция «С Новым годом!»

Новый год для пластических хирургов — высокий сезон

Glamour
Гиперборея на холсте и не только Гиперборея на холсте и не только

О Гиперборее не только пишут, её ещё и рисуют

Дилетант
Михаил Борисов «Боюсь высоких женщин» Михаил Борисов «Боюсь высоких женщин»

Телеведущий поделился секретом, как соблазнить слабый пол

StarHit
Путь «диктатора» Путь «диктатора»

Почему князь Трубецкой не пришёл на Сенатскую площадь?

Дилетант
Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБ
Холодный фейерверк или криопушка? Гид по пиротехнике для новогодней вечеринки Холодный фейерверк или криопушка? Гид по пиротехнике для новогодней вечеринки

Спецэффекты для помещения: физика и химия займутся в деле

Maxim
Папины дочки: как воспитаны и чем занимаются Алеся Кафельникова, Лиза Пескова и Даша Тинькова Папины дочки: как воспитаны и чем занимаются Алеся Кафельникова, Лиза Пескова и Даша Тинькова

О деньгах, «золотой молодежи», строгих отцах и собственной карьере девушек

Forbes
Бизнесмены эпохи Лужкова: как сложилась их судьба? Бизнесмены эпохи Лужкова: как сложилась их судьба?

За время, пока Юрий Лужков руководил столицей, выросла целая плеяда бизнесменов

Forbes
Со знаком плюс Со знаком плюс

Самая известная plus-size-модель Эшли Грэм скоро впервые станет мамой

Grazia
Как стереотипы мешают найти и удержать лучших сотрудников Как стереотипы мешают найти и удержать лучших сотрудников

Какое значение оказывают стереотипы на карьеры сотрудников и судьбы корпораций?

Forbes
Кто такие поколение Z и как они живут в интернете Кто такие поколение Z и как они живут в интернете

Поколение Z стало первым поколением, которое взрослеет на глазах у интернета

Esquire
Не та Осетия: чем заняться туристу в не признанной почти никем республике Не та Осетия: чем заняться туристу в не признанной почти никем республике

Самобытный маршрут из Северной Осетии в Южную

РБК
Дитя цветов Дитя цветов

Все люди делятся на тех, кто знает, и тех, кто не знает Лизу Шатилову

Maxim
К какой роскоши тяготеют диктаторы К какой роскоши тяготеют диктаторы

Век большинства диктаторов короткий, но яркий

GQ
Просто копия! Просто копия!

На кого из легенд кино стараются быть похожими нынешние звезды

Лиза
Новые отношения после развода. Как познакомить партнера с ребенком? Новые отношения после развода. Как познакомить партнера с ребенком?

Подружится ли ребенок с новыми избранниками родителей?

Psychologies
Как пережить подготовку к праздникам Как пережить подготовку к праздникам

Как избежать стресса в этот непростой период праздников?

Psychologies
7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно) 7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно)

Романтические моменты, о которых все предпочли бы забыть

Playboy
Снеговики без снега: новогоднее настроение своим руками Снеговики без снега: новогоднее настроение своим руками

Альтернативные варианты для создания самой известной зимней скульптуры

Популярная механика
Удовольствие по капле: как правильно пить виски Удовольствие по капле: как правильно пить виски

Многие задаются вопросом, как правильного его пить, а мы готовы дать ответ

Популярная механика
Право на слово «нет»: как научиться им пользоваться Право на слово «нет»: как научиться им пользоваться

Хочется сказать «нет», но будто бы само собой получается «да». Почему?

Psychologies
Клео де Мерод — легендарная модель XIX века (12 фото) Клео де Мерод — легендарная модель XIX века (12 фото)

Ее красота стала символом Прекрасной эпохи

Maxim
Открыть в приложении