ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдерАвто

Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

Бывшие водители ЗИЛ-4972 вспоминали, что эта машина била на бездорожье не только армейские «Уралы» и «КамАЗы», но даже гусеничные вездеходы. В СССР существовал всего один другой вездеход с еще более впечатляющими возможностями.

Рома Назаров

aad5feedfef08014790f9df631b2fd47_ce_915x610x40x0.jpg
В общественном достоянии. Источник: «Колёса.ру»

По странному совпадению, первый заказ на спецавтомобиль от только что созданного министерства чрезвычайных ситуаций России стал последним для СКБ ЗИЛ – специального конструкторского бюро, специализировавшегося на сверхпроходимых автомобилях.

Именно оно разработало семейство вездеходов “Синяя птица” для космической программы Советского Союза, задачей которых был поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов с места посадки.

Из-за этого факта в Рунете возникла путаница: многие источники утверждают, что МЧС стало инициатором этого проекта. На самом деле, создание машины началось еще за 3 года до того, как на сцене появились спасатели.

вездеход ЗИЛ-4972 грузовой
В общественном достоянии. Источник:dar-web.ru

“Сделайте как для космонавтов”

В 1989 году к руководству ЗИЛ обратился замминистра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко с просьбой разработать машину с характеристиками, близкими к той самой “Синей птице”, а точнее – поисково-спасательному комплексу для ЕГАПСС СССР. По сути, он представляет собой колонну из нескольких трехосных вездеходов-амфибий в разной комплектации, пассажирских и грузовых. Крушения самолетов тоже порой случаются в таких местах, куда добраться чертовские непросто, так что интерес авиаторов понятен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении