Почему запрет на двойное гражданство для чиновников не помогает бороться с коррупцией
Президентское разрешение на второе гражданство для некоторых чиновников — хороший повод напомнить, что введенный в 2020 году запрет госслужащим иметь иностранные паспорта никак не защищает от коррупции, считает старший юрист «Трансперенси Интернешнл-Р»* Григорий Машанов
*По решению Минюста России «Трансперенси Интернешнл-Р» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Неожиданно для многих президент Владимир Путин разрешил проходить госслужбу тем чиновникам, у которых есть иностранное гражданство, если они не могут от него избавиться «по независящим от них причинам». Указ президента не касается государственных и муниципальных должностей — судей, министров, депутатов, глав муниципалитетов и прочих высших руководящих лиц, чьи полномочия вытекают непосредственно из Конституции России и поименованы в соответствующем указе президента 1995 года и профильных муниципальных актах. Этим чиновникам наличие второго паспорта и теперь не дает права работать на публичную власть. Кроме того, не пустят на госслужбу с иностранным гражданством и в случае, если нужно оформлять доступ к гостайне. Словом, круг исключений явно не включает в себя больших руководителей.
Логика указа
Как известно, в 2020 году сторонники поправок в Конституцию упирали именно на введение прямого запрета как госслужащим, так и обладателям госдолжностей иметь второе гражданство. Как специалист по конституционному праву, не могу объяснить, каким образом новый указ может не противоречить Конституции России, — возможно, Государственно-правовое управление администрации президента, согласовывая документ, исходило из того, что президент обеспечивает право граждан России на свободу труда, которое в данном случае ограничивается по независящим от них обстоятельствам. Если так, то хотелось бы, чтобы подобный пиетет проявлялся и к другим правам граждан, особенно не чиновников и особенно — к правам политическим.
Конечно, указ можно объяснить с точки зрения целесообразности. Известно, что, например, Украина не принимает решений по заявлениям о выходе из гражданства жителей Крыма, которые поступили на российскую государственную службу, — то есть эти лица просто не могут прекратить мешающую им правовую связь.