Нежный возраст
Современная женщина после 40 лет порой только начинает жить на полную катушку. Менопауза пытается внести свои коррективы в ее планы, но не тут‑то было.
Был напряженный декабрь. Закрыв дела, я улетела в отпуск на Гоа. По возвращении обнаружила, что чудовищно отекаю, потом случилось обострение розацеа. Тогда я уже наблюдалась у эндокринолога, так что просто сдала анализы, в которых мы увидели дефицит половых гормонов. Так в 41 год у меня началась перименопауза», — рассказывает мне Катерина Макарова, руководитель маркетингового агентства.
Перименопауза — это время гормональных изменений в организме женщины, когда уровень эстрогенов начинает колебаться и постепенно уменьшается. Обычно она начинается в период между 40‑48 годами и заканчивается прекращением менструации и началом менопаузы. Да, в современном мире возраст рождения первого ребенка сильно сдвинулся, и кажется, что с ним отодвинулась и менопауза, но это не так. Средний возраст ее наступления, как и во времена наших мам, — 50 лет. Разница лишь в том, что женщины, заметив изменения, теперь раньше обращаются к специалисту и, не дожидаясь пика климакса, заранее начинают работать с перименопаузой.
Стигму вокруг менструации вроде бы сняли (все помнят фотографию Наташи Водяновой с прокладкой), но менопауза остается темой, которую принято обходить стороной, если не стыдиться. «В менопаузе утрачивается репродуктивная функция, а для многих женщин в нашей стране, да и не только, это важнейшая, если не ключевая, часть самоидентификации. Что интересно, и рожавшие, и нерожавшие одинаково тревожно воспринимают эту потерю», — говорит Светлана Иванова, психотерапевт, доктор психологии.
Но ситуация начинает меняться. Гвинет Пэлтроу, столкнувшаяся c проявлениями менопаузы несколько лет назад, заявила, что этот процесс совсем не страшен и явно нуждается в ребрендинге, — и между делом представила на Goop набор биодобавок для облегчения симптомов. Мишель Обама в своем подкасте шутя рассказала, как перед важным выступлением на нее накатил жар — будто печку внутри включили. «Муж очень поддерживал меня в тот период», — говорит экс-первая леди.
Про то, какими признаками сопровождается адаптация организма к сниженной выработке эстрогенов, несмотря на стигму, знают все. К вазомоторным относятся приливы, потливость, недержание мочи, сухость во влагалище. К психосоматическим — раздражительность, утомляемость, головные боли, бессонница, скачки настроения и изменения либидо. Не знают другого. «Разговор с врачом донес до меня важнейшую мысль — большинство людей не понимают, как должен чувствовать себя здоровый человек, мы привыкли считать нормальным то, что на самом деле — тревожный симптом, — рассказывает мне Катерина. — Раньше, когда в середине дня я чувствовала упадок сил, будто батарейка села, и падала на диван, то думала, что так бывает у всех, но нет. Теперь и у меня не так. Я встала на сноуборд, много хожу пешком, катаюсь на лонгборде с гор. И все это без отрыва от работы и воспитания дочери-подростка». Зафиксируем, между полуденным бессилием и дрейфом на доске случилась кропотливо подобранная гормональная терапия.