«Почему люди разные: Научный взгляд на человеческую индивидуальность»
Люди похожи друг на друга. Но если присмотреться, то каждый из нас неповторим: характер, пищевые привычки, особенности фигуры, сексуальные предпочтения, аллергии, а также таланты и слабости. В книге «Почему люди разные: Научный взгляд на человеческую индивидуальность» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Наталией Рокачевской, нейробиолог Дэвид Линден рассказывает, что наука знает о том, как мы приобретаем индивидуальность. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным ресурсам памяти и изменениям мозга в процессе обучения.
Является ли хранилище памяти в мозге бесконечным ресурсом, или место в нем может закончиться? Может ли тренировка одного конкретного навыка помешать нам овладеть другим, или наши возможности для самосовершенствования безграничны? К сожалению, есть основания полагать, что ресурсы памяти ограничены.
Чтобы стать лицензированным лондонским таксистом, нужно совершить настоящий подвиг обучения. К экзамену требуется выучить 25 000 лондонских улиц, а также отели, рестораны, достопримечательности и оптимальные маршруты между ними. Этот массив информации называется «Знание» — с заглавной буквы. Даже после нескольких лет подготовки многие водители проваливают экзамен и должны либо сдавать его снова, либо отказаться от своих планов. Взбудоражившее ученых исследование Элеанор Магуайр и ее коллег показало, что в среднем, по сравнению с аналогичной по возрасту и образованию контрольной группой, у лицензированного лондонского таксиста увеличен один отдел мозга — задняя часть гиппокампа. Этот отдел, как считается, играет особую роль в обработке пространственной информации. Этот результат может означать, что интенсивные тренировки перед экзаменом увеличивают заднюю часть гиппокампа, который содержит детальную мысленную карту города. А может быть, люди, которым повезло иметь увеличенную заднюю часть гиппокампа, лучше осваивают навыки пространственной ориентации, проще овладевают «Знанием» и сдают экзамен.
Недавно ученые провели сканирование мозга будущих лондонских таксистов до и после интенсивной подготовки к экзамену. Оказалось, что у таксистов, которые успешно сдали экзамен, значительно увеличилась задняя часть гиппокампа, а у тех, кто провалил экзамен, она осталась неизменной, как и у контрольной группы того же возраста. Таким образом, именно овладение «Знанием», похоже, вызывает увеличение задней части гиппокампа.