Почему «Лучше звоните Солу» — великий сериал. Полный гид по спин-оффу "Во все тяжкие"
Несмотря на близость с «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу» получился самостоятельным проектом и нашел собственный непредсказуемый темп повествования. Быстро преодолев первоначальную мотивацию авторов, сериал показал не только процесс становления Сола Гудмана, но и копнул глубже в историю наркокартельных войн, приоткрыл некоторые тайны загадочного Майка и маньячного Гуса Фринга. Разбираем, из чего состоит шоу.
В «Лучше звоните Солу» мы знакомимся с дефолтной версией Гудмана — Джимми МакГиллом, муниципальным адвокатом. Подростком он промышлял мелкими преступлениями, подворовывал деньжата в лавке у отца, а повзрослев, продолжил ввязывался в передряги. Однажды брат Джимми, Чак МакГилл, крупный юрист, спас его от реального тюремного срока и заодно перевез к себе под бок в Альбукерке. Джимми решил встать на верный путь, сдал экзамены, поступил в городской колледж, выучился на адвоката, получил лицензию, устроился на работу. Несмотря на ответственный подход к делам и желание выслужиться перед успешным братом, Джимми так и не снискал его одобрения. И ему приходится искать признания в другом месте.
К финалу шестого сезона Джимми МакГилла все еще трудно ассоциировать с ушлым аморальным Солом Гудманом. Едва ли он сможет предложить своим клиентам убить осведомителей, как он поступает во втором сезоне «Во все тяжкие». Измученный аттракционами, которые ему устроил наркоторговец Лало Саламанка, Сол ввел в обиход привычку временами озираться по сторонам, справляться с паническими нравственными сомнениями. И это, стоит признать, у него неплохо получается. Путем проб и ошибок он сумел отточить мастерство своих афер, теперь его выдумки и интриги могут работать даже без его участия.
Неудачи Сола Гудмана
Если герою «Во все тяжкие» удача постоянно доказывает свою лояльность, то в «Лучше звоните Солу» — наоборот. Каждый раз Джимми что-то тянет вниз — будь то моральные устои, обстоятельства или предательство. Каким бы талантливым, смелым и изобретательным Джимми ни был, он кажется неудачником. Его офисом долгое время была подсобка тайского маникюрного салона, он ездит на развалюхе, которую «можно было бы продать за 500 баксов, если бы в ней сидела проститутка за 300!». Его профессионализм игнорируют крупные игроки рынка юридических услуг, даже в фирме его брата «Хэмлин Хэмлин и МакГил» (далее ХХМ) для него не найдется свободного кабинета. Чтобы сводить концы с концами, он подрабатывает общественным защитником. Но какие у него дела! То трое подростков надругаются над отрезанной головой, то какой-нибудь пьянчуга попадется фараонам. Джимми относится к практике как к искусству: если уж служить закону, то защищать всех без исключения. Пусть в законе не найдется лазейки, он сам ее выдумает.
Удача и неудача для Джимми попросту перестают существовать в момент, когда он наконец примиряется со своей сущностью и начинает карабкаться вверх по своей неконвенциональной карьерной лестнице. Чем тоньше грань между ним и его профессиональным альтер эго Солом, тем проще и условнее мораль.
Противостояние традиционным телевизионным жанрам
«Лучше звоните Солу» имел все шансы стать типичным процедуралом в жанре law drama — адвокаты, прокуроры, противостояние крупных компаний и частных практиков, сложные судебные дела. Характерной чертой таких драм является то, что действие в них важнее развития героев. В классических процедуралах на личность героев не оказывают влияния ни время, ни события, с ними может ничего не происходить на протяжении всех сезонов, что попросту неправдоподобно, если не скучно.
«Лучше звоните Солу», как и «Во все тяжкие», использует элементы разных телевизионных жанров, но полноценно не вписывается ни в один из них. Герои амбивалентны, и их шатает из стороны в сторону, пока наконец одна из сторон не поглотит другую.
Винс Гиллиган иначе выстраивает нарратив. Он с самого начала определяет персонажам финал, к которому они должны прийти, а уже потом додумывает, что с ними может случиться в промежутке между точками А и Б. В случае с «Во все тяжкие» судьба Уолтера Уайта раскрывается в первой серии: он точно умрет от рака легких, это лишь вопрос времени. Вдобавок сериал открывает сцена, в которой герой, надев противогаз, мчит по пустыне в трейлере вместе с плавающими по днищу трупами, а потом выбегает и записывает на видеокамеру послание, в котором признается семье, что он преступник. Знание своей смерти для Уолтера становится катализатором его жизни, инструментом самореализации, а для зрителя подобное визуальное предугадывание будущего — триггером смотреть дальше.
Судьба Сола Гудмана так же предопределена. Сериал начинается с флешфорварда: мы видим черно-белую сцену будущего героя, в котором он не Джимми МакГилл и не Сол Гудман, а Джини Таковиц — менеджер филиала сети кофеен Cinnabon. Взбивая молочные коктейли, он параноидально оглядывается по сторонам, а по вечерам погружается в мир старых фильмов и просмотр отснятых им когда-то телереклам. Джимми, Сол — эта первая сцена знаменует их символическую смерть, благодаря чему у авторов появляется большой простор для фантазии: как происходила трансформация героя, какие переживания и события влияли на его неординарную личность.
Ломаная хронология
Знание финала диктует и эксперименты с последовательностью событий. Например, шестой сезон начинается с цветного флешфорварда в духе «Сансет-бульвар» Билли Уайлдера. Сверху летят яркие галстуки, в дорогом особняке, с витражными окнами, статуями, дизайнерской мебелью, в шелковых простынях копошатся люди в комбинезонах, складывая конфискованные вещи, бутылочки одеколона, хрустальные лампы, таблетки виагры, по коробкам. Легко догадаться, что это хоромы Сола, а отрезок представленного времени — перевалочный пункт для сюжета, чтобы где-то за кадром Сол смог незаметно сбежать с деньгами и новыми документами на другой конец страны.