Apple из Краснодара. Как устроен крупнейший фруктовый сад в Европе
Славянск-на-Кубани — небольшой населенный пункт в сотне километров от Краснодара, который и сегодня больше похож на станицу, чем на город. У большинства россиян при его упоминании не возникнет никаких ассоциаций. О том, что тут родились футболисты братья Миранчук, знают лишь сотни любителей футбола. Еще меньше людей знает о существовании здесь крупнейшего в Европе фруктового сада. Гендиректор «Сноба» Марина Геворкян и корреспондент Никита Павлюк-Павлюченко побывали в агрохолдинге «Сад-Гигант» и узнали, что такое интенсивное садоводство, как правильно срывать яблоки и почему в крупных сетевых магазинах не продают «антоновку».
Яблочные династии
На границе поселка Совхозный, где находится «Сад-Гигант», и Слáвянска-на-Кубани (именно так, с ударением на первый слог, говорят местные жители) уже почти век стоит арка. Это сооружение делит здешний мир на две части: с одной стороны — хаотичный южный город с малоэтажной застройкой и диким уличным бизнесом, с другой — территория предприятия и порядок.
Здесь есть ночная иллюминация, живые изгороди, аккуратный парк, большой храм, напротив него — новый футбольный стадион, где во время нашего визита тренируются дети. «Это часть академии футбольного клуба “Краснодар”», — поясняет Зариф Зайнутдинов. Он начал работать в «Саду-Гиганте» в 2014 году: еще студентом он занял должность помощника бригадира, а сейчас уже — заместитель гендиректора по производству. За пять лет в «Саду» сменилось руководство, а урожай вырос в полтора раза — с 75 до 113 тысяч тонн. «За счет контроля и внедрения новых технологий», — поясняет Зариф.
В этом году «Саду-Гиганту» исполнится 90 лет. Сегодня это крупнейший фруктовый сад в Европе, в котором на площади в две с половиной тысячи гектаров (больше 2 тысяч футбольных полей) выращивают больше 30 процентов всех плодовых культур Краснодарского края и около 10 процентов в России: в основном яблоки, плюс груша, черешня, слива и персики. Но ни сада, ни тем более «гиганта» рядом со Славянском могло и не быть. Решение разбить тут сады в 1929 году, по словам Зайнутдинова, было не логичным, а директивным.
— Зона около Славянска для садоводства вообще не подходила, у совхоза почти сразу начались проблемы. Первый разлив местной реки Протока случился через пять лет после основания. Тогда пропали больше 10 тысяч деревьев, — говорит Зайнутдинов. — В 53-м был сильный мороз, погибли более 50 тысяч растений, а 97-м ситуация с подтоплением повторилась, вода уничтожила около 700 гектаров посадок.
— То есть сад все это время жил и рос «вопреки»?
— Да, совхоз выстоял только благодаря людям. В агрохолдинге до сих пор работают родственники тех, кто закладывал сады. Это целые династии. Например, общий стаж потомков Петра Дудки — 435 лет (15 человек. — Прим. ред.), а у Никифора Калюжного — 384 года (18 членов семьи. — Прим. ред.). Их имена выбиты в граните на Аллее славы. Похожих совхозов в районе было немало, но справиться с бедами смогли не все, а у тех, кто остался, не получилось пережить 90-е.