«Пиноккио Гильермо дель Торо»: сказка про отцов и детей, фашизм и неминуемость смерти
После десяти лет производства «Пиноккио Гильермо дель Торо» возглавляет топ Netflix. Это не адаптация итальянской сказки и не интерпретация диснеевской классики, а выстраданная история личной боли и потери. Режиссер находит в плотнике Джеппетто своего отца, а в Пиноккио — каждого ребенка, выпущенного в свет без родительской любви и поддержки. Кинокритик Александр Залесов рассказывает историю создания красочной кукольной анимации с голосами Тильды Суинтон, Юэна Макгрегора и Дэвида Брэдли.
Историю «Пиноккио Гильермо дель Торо» надо начинать с 90-х годов. На съемках фильма «Мутанты» режиссер Гильермо дель Торо узнал, что его отец Федерико был похищен картелем прямо на улице. Преступники потребовали выкуп в $1 млн. С помощью режиссера Джеймса Кэмерона, который стал другом Гильермо во время съемок фильма «Хронос», семья дель Торо собирает деньги — и через 72 дня плена Федерико дель Торо возвращается домой без единой царапины. Полиция ловит нескольких подозреваемых, но настоящие заказчики остаются на свободе. Гильермо собирает всю семью и переезжает в США, работая дальше именно как американский режиссёр. Его отец отказывается и остается в Мексике до конца жизни.
«Мой отец был загадкой для меня», — признается потом дель Торо. И добавит: «И до сих пор ей остается». По обрывкам интервью, по комментариям складывается картина непонимания между отцом и сыном. Отвечая на вопрос журналиста «Как вы впервые познакомились с историей Пиноккио?» Гильермо начнет ответ так: «Мой отец никогда не любил фильмы». Гильермо в каждом разговоре отмечает непонимание, даже отторжение между ним и отцом. Фигура отца, фигура творца, символ Бога (дель Торо — католик) переплелись в сознании будущего режиссера — это была фигура страшная, репрессивная, даже тоталитарная.