Как уроженка Торжка зарабатывает 50 млн рублей в год на турах в провинцию
Бывший бухгалтер-экономист Татьяна Соколова в 2016 году создала проект «Экспедиция в Торжок», который возит москвичей в этнографические путешествия по российским малым городам. А еще помогает развивать в провинции туристическую инфраструктуру и малый бизнес. Проект задуман так, что 90% бюджета участники экспедиций оставляют в городах. В 2022 году она организовала 270 экспедиций более чем в 30 городов. В каждом из них предпринимательница находит интересных ремесленников, краеведов, рестораторов и отельеров. Разработка нового маршрута порой занимает год, но усилия окупаются: в этом году выручка проекта достигла 50 млн рублей.
Татьяна Соколова родом из Торжка. В 1990-х выучилась на экономиста в Петербурге и переехала в Подмосковье с мужем-военным. «На наемной работе мне предлагали копейки, а у меня были амбиции, и я начала вести бухгалтерский учет для нескольких компаний», — вспоминает она. Потом клиентов стало так много, что пришлось создать бухгалтерское агентство. Муж Татьяны тоже занялся бизнесом, оказывая заказчикам таможенные услуги.
В 2010 году супруги решили вложить заработанные деньги в недвижимость. Но просто сдавать ее в аренду было неинтересно, поэтому они открыли в Москве сеть центров с готовыми офисами и персоналом для малого бизнеса «Деловой». К 2015 году выручка сети составила 100 млн рублей. Однако Татьяне хотелось чего-то еще, и в поисках новых идей она пошла учиться в бизнес-школу «Сколково» на курс для предпринимателей.
Торжок как бизнес-проект
В «Сколково» ее заинтересовал феномен малых городов. «Крупный город — это сложная система, а вот маленький — такой же предпринимательский проект, его тоже можно прокачать», — говорит Соколова. Она давно хотела что-то сделать для родного города — там остались друзья и родители. Однажды Соколовой попалась презентация о развитии Торжка через туризм, идея ее зацепила. Так в 2016 году и появился проект «Экспедиция в Торжок», агентство путешествий в старинные российские города.
Татьяна решила, что не будет возить туристов огромными автобусами и в ускоренном темпе показывать город за три часа, как это делают многие турагентства. Торжку 1000 лет, надо было делать глубокие тематические программы на два выходных дня, замечает Соколова. Кроме того, это должно было быть полезным для местного малого бизнеса — кафе, отелей, ремесленников и гидов, которых она сразу стала активно вовлекать в программы.
Первый свой тур в Торжок Соколова никак не могла продать: дважды поездку пришлось отменять. Но она не сдавалась, и в марте 2016 года тур купили два человека. Поскольку нужна была группа из 15 туристов, на оставшиеся места Татьяна пригласила сотрудников своих офисных центров. Следующие туры продать было проще, но она продолжала брать в поездки коллег.
Девять месяцев предпринимательница все делала сама: вела соцсети, разрабатывала программы, собирала группы, договаривалась с принимающей стороной. В будни руководила столичным проектом, а в выходные надевала кроссовки и ехала в экспедицию. «Первые три года мы работали на низком спросе и практически в ноль, — объясняет Соколова. — Мы пахали на целину, люди нашего круга ездили в Прагу и Париж на выходные и рассуждали так: зачем нам смотреть на эту разруху?» Продержаться ей помогли упорство и успешный девелоперский бизнес.