Марк Паско: «Тендер — это гораздо больше, чем просто челнок, который возит пассажиров туда-сюда»
Марк Паско — известный человек в яхтенной индустрии, особенно в родной Великобритании. Четверть века назад он начал свое дело со строительства скоростных катеров RIB, которые сейчас продаются дороже, чем стоили новыми, и скоро станут раритетами. После он стал специализироваться на тендерах для суперяхт, и носящая его имя компания остается одним из лидеров этого рынка. Два года назад Марк основал новую верфь Falcon Tenders, чтобы вложить все свои знания и опыт в создание уникальных и высокотехнологичных кастомных лодок. Мы поговорили с ним о настоящем и будущем судов этого типа, а также о том, почему им стоит уделять больше внимания.
Прошедший год стал очень важным для Falcon Tenders. Как обстоят дела в компании?
Сейчас у нас в работе три подтвержденных заказа на кастомные тендеры: два лимузина и один открытый. Первый корпус уже отформован, второй в работе, и мы расширяем штат. Время для компании настало невероятное: у нас кончается место, и уже готов проект новой производственной площадки. Она будет в четыре раза просторнее нынешней, с полным климат-контролем, покрасочным боксом и сушильной камерой. После выставки в Монако нам все еще поступают запросы, и работа кипит.
Не опасаетесь ли вы расширять бизнес на пороге возможной рецессии, которую пророчит ряд экономистов?
Индустрия суперяхт сейчас, кажется, на подъеме. Верфи вроде Benetti и Sanlorenzo перегружены; они не успевают строить лодки и тоже растут. На рынке тендеров всегда присутствует острая конкуренция, и я считаю, что наша опытная команда и моя личная репутация помогут привлечь клиентов, которые ищут что‑то особенное.
Да, из-за рецессии время непростое, материалы и рабочая сила дорожают, и надо каким‑то образом оставаться конкурентоспособными. Но в то же время фунт сейчас не такой сильный, и это благоприятствует экспорту. Раз мы начали этот бизнес, то должны расширяться, ведь невозможно все время работать впятером над единственным заказом. При этом мы не хотим превращаться в крупную верфь с сотней рабочих. Наша цель — строить три–пять тендеров в год, оставаясь в каком‑то смысле семейной компанией, и у нас есть все необходимое для того, чтобы бизнес преуспевал. Лодки, которые мы уже показали в Венеции, Лондоне и Монако, рынок принял очень хорошо, и они продемонстрировали наши возможности.
Кстати, какова судьба этих двух ваших первых тендеров, Miss Wonderly и Miss Leblanc?
Они продаются, и на них уже есть несколько потенциальных покупателей, причем некоторые думают купить сразу обе лодки. Поскольку мы строили их как демонстрационные, то предлагаем полную перекраску по выбранной покупателем цветовой схеме, перетяжку мебельной обивки и даже замену двигателей. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы Miss Leblanc еще поездила с нами по выставкам в 2023 году, но если ее купят, то мы с удовольствием вернем наши инвестиции.