Литература в перестройку предупредила о нарастающей национальной трещине

ПолкаИстория

Perestroika и литература. Часть 3

Александр Архангельский

Революция без авангарда

Литература в перестройку, как смогла, предупредила общество о нарастающей национальной трещине. Восстановила справедливость памяти, сняла барьер между эпохами, соединила русскую культуру в её «материковом» и эмигрантском изводах. В содружестве со СМИ, кино, театром, перестроечным роком и визуальными искусствами обеспечила гласность. Обессмыслила цензуру и подготовила принятие закона «О печати» (12 июня 1990 года), который обеспечил свободу слова как минимум до середины нулевых.

Гражданский долг литературы перед страной был выполнен. Но как же обстояло дело с главной, внутренней задачей — поддержкой живого литературного процесса? С бесконечной сменой поколений, бесперебойной поставкой новых текстов, имён, идей, образов, стилей? Со всем тем, что обеспечивает саморазвитие словесности — и выражает революционный дух эпохи, как духу надвигающегося Февраля отвечали модерн с авангардом? С этим обстояло значительно хуже, хотя и не совсем безнадёжно.

Издательства конца 1980-х заметно отставали от журналов, поэтому вновь обратимся к ежемесячникам. «Знамя» конкурировало с «Новым миром», «Дружбой народов», «Звездой», враждовало с «Нашим современником» и свысока поглядывало на «Юность», где давали слово молодым писателям. Но если «Знамя» чем и отличалось от «серьёзных» конкурентов, то, во-первых, твёрдым прогрессизмом взглядов и умеренным консерватизмом вкусов, а во-вторых и в-главных, нерастраченной любовью к современности и тоской по новым именам и новым текстам.

Слева направо: Первая публикация повести Анатолия Жигулина «Чёрные камни» в журнале «Знамя», № 8 за 1988 год; Первая публикация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» в журнале «Знамя», № 6 за 1987 год; Первая публикация «Колымских рассказов» Варлама Шаламова в журнале «Новый мир», № 6 за 1988 год; Первая публикация повести Георгия Владимова «Верный Руслан» в журнале «Знамя», № 2 за 1989 год

Разумеется, в 1987–1989-м «наследие» и здесь преобладает. Знаменцы впервые напечатали язвительное «Собачье сердце» Булгакова (1987; текст подготовлен Мариэттой Чудаковой), замятинскую антиутопию «Мы» (1988), повесть Георгия Владимова о лагерной собаке «Верный Руслан» (1989) — один из важнейших памятников русского литературного антитоталитаризма, а также автобиографический роман «У нас была прекрасная эпоха» навсегда заворожённого собой Эдуарда Лимонова (1989). Добавим к этому «Колымские рассказы» Варлама Шаламова — отчаянное свидетельство о расчеловечивании в подневольном государстве. Перелистаем лагерную прозу Анатолия Жигулина «Чёрные камни» (1988), рассказавшую о личном опыте писателя, посаженного за создание «Коммунистической партии молодёжи»1⁠. Вспомним записки Константина Симонова «Глазами человека моего поколения» (1988) и многое другое. И станет ясно, что журнал соответствовал общему тренду. Разве что с Солженицыным у него не сложилось — на что были субъективные причины: писатель был задет многочисленными знаменскими шпильками в свой адрес — и наотрез отказал «Знамени».

1. Подпольная организация, созданная Анатолием Жигулиным и его одноклассниками в 1947 году с целью возврата советского государства к «ленинским принципам». В программе КПМ содержался пункт о возможности насильственного смещения Сталина. В 1949 году среди членов КПМ начались аресты, часть участников была приговорена к 10 годам лагерей.

И в то же время «Знамя» пыталось нащупать зыбкий компромисс между читательским запросом на архивы и выполнением традиционной журнальной задачи — организацией литературного процесса. Получалось то прекрасно, то ужасно, то никак, но сама попытка очевидна. В 1987-м, когда уже наметился, но не до конца сформировался общий тренд, «Знамя» по инерции поставило на социально острую беллетристику — скоропортящуюся, но, как тогда надеялись, способную привлечь аудиторию. Замысел не сработал — и сработать, увы, не мог; полугазетная полусатира прозаиков, чьи имена ничего не говорят читателям новых поколений, не выдерживала двойную конкуренцию — и с гениальными «задержанными текстами», и с эпохой настоящих, непридуманных разоблачений. В январе 1987-го был демонстративно арестован зять Брежнева, всесильный генерал-полковник МВД Чурбанов; все обсуждали расследование «хлопкового дела»2 о коррупции на самой вершине власти.... Политический класс конфликтовал; в конце года Ельцина сняли с поста первого секретаря Московского горкома и началось публичное противостояние двух лидеров, возникла реальная оппозиция. Литературное прошлое оказалось сильнее литературного настоящего, а жизнь разоблачительнее литературы.

2. «Хлопковое дело» — серия уголовных дел, связанных с коррупцией на высшем уровне в Узбекской ССР в конце 1970-х — 1980-х годах. По 800 уголовным делам были осуждены более 4 тысяч человек. «Хлопковое дело» было предано широкой огласке для публичной демонстрации борьбы с коррупцией.

Не дала результатов и ставка на самые громкие имена доперестроечной поры, даже такие славные, как имя Фазиля Искандера. Русскоязычный прозаик родом из Абхазии, автор нескольких циклов новелл — о взрослении Чика, о Сандро из Чегема, запрещённой антиутопии «Кролики и удавы», — всегда был любимцем советской интеллигенции. Но так случается в истории литературы: тексты, вызывавшие заслуженный восторг вчера, вдруг перестают читаться сегодня.

Анатолий Приставкин
Фазиль Искандер

Сложнейшая редакционная задача: где взять авторов, способных предложить публике тексты, созданные здесь и сейчас, аукающиеся с современностью и способные при этом перебить интерес к великим «белым пятнам», политическим реформам и скандалам, а также к бесконечным спорам в массовых журналах («Огонёк») и газетах («Московские новости»): насколько Ленин лучше Сталина, а меньшевики гуманнее большевиков? Как найти сиюминутную словесность, соответствующую сразу множеству параметров? Не очерковую и не привычную, публицистичную по уровню проблем — и не публицистическую по стилю, утончённую, но не избыточно?

Авангардную найти не удалось, да и не очень до поры до времени искали; тому, кто судил о литературных судьбах перестройки исключительно по разделу прозы московских и ленинградских журналов, перестройка могла показаться странной революцией без авангарда. С визуальными искусствами ситуация была иной, достаточно упомянуть первый в истории московский аукцион «Сотбис» 1988 года, на котором продали «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина; в музыке заглохли бесконечные советские ВИА и в эфире зазвучали Виктор Цой с его требованием перемен, молодой Вячеслав Бутусов с песней на стихи Ильи Кормильцева «Я хочу быть с тобой…», Юрий Шевчук… А центральная литературная печать обходила эту тему стороной, да и массовый читатель ждал тогда скорей добротной, крепкой прозы, привычной по форме.

В конце концов «свою» современную словесность «Знамя» обнаружило. Пронзительная повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» (депортация чеченцев и ингушей, детский дом на территории Чечни, дорога, мощённая могильными плитами) точно попала в общественный нерв. Написанная ещё в 1981-м и остававшаяся под спудом, она формально проходила по разряду «рукописи из стола». Но считывалась по-другому. Как современность, перекликающаяся с классикой. При этом остро социальная. Консервативная по стилю, но свежая по тону. Забрезжила новая опция: заманивать темой «проклятого прошлого», а тексты давать современные.

Михаил Шатров

Не случайно следующий, 1988-й, журнал решил открыть лукавой пьесой Михаила Шатрова «Дальше… дальше… дальше!». Мгновенный отклик был ей обеспечен: рукопись пошла с колёс, написана была при свете исторического дня; в центре сюжета — спорное прошлое, при этом всем понятно, что разговор идёт о будущем. Спустя десятилетия трудно понять, как надуманный вопрос о «настоящем ленинизме» (догма это или неостановимое движение «дальше, дальше, дальше») мог вызывать всеобщее возбуждение. Но что было, то было: отработанный на «Тучке» вариант (произведение современное, тема давнишняя, актуализация бескомпромиссная) сработал. И впоследствии был успешно использован ещё не раз.

Но «Знамя» сделало — то ли осознанно, то ли интуитивно — ещё одно редакционное открытие. Да, читатели платят за прозу; да, подписчик идёт на большие форматы; значит, эту опцию мы оставляем под «наследие», с некоторыми исключениями — когда случайно попадается большая проза на уровне Приставкина. Зато в любом журнале есть заведомо внерыночный раздел — поэзия. И можно попытаться превратить её в «зону литературной современности». Создать компенсаторный механизм, уравновесить пошатнувшуюся конструкцию. Не договаривание недоговорённого, не прошлое в качестве будущего, но преобладающая актуальность: вот оптимальная формула поэтической рубрики.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила жизни Киллиана Мерфи Правила жизни Киллиана Мерфи

«Ненавижу актеров-нытиков. Актерство – сложная работа, и она должна быть сложной.»

Esquire
Отрывок из дебютного романа Салли Пейдж «Хранительница историй» Отрывок из дебютного романа Салли Пейдж «Хранительница историй»

Уборщица Дженис собирает истории — они складываются обрывков разговоров

СНОБ
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
В Голландии есть закрытая деревня, где живут только люди с деменцией. В Голландии есть закрытая деревня, где живут только люди с деменцией.

Как в Голландии заботятся о людях с тяжелыми дегенеративными заболеваниями

ТехИнсайдер
Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию! Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию!

Обратите внимание на эти 4 продукта — они могут быть виновниками вашей усталости

ТехИнсайдер
Уравнение с квадратом Уравнение с квадратом

Как понять, не висит ли «Черный квадрат» вверх ногами?

Правила жизни
Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря

Когда заходит речь о Алексее Ботяне, его называют «спасителем Кракова»

Дилетант
«Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х «Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х

Сериал «Дейзи Джонс и The Six» — аутентичная история о любви и саморазрушении

Forbes
Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии Раннее введение аллергенов в прикорм снизило риск развития аллергии

Можно ли профилактировать развитие аллергии у детей?

N+1
Карту на стол Карту на стол

Искусствовед рассказывает, по какой схеме развивался русский авангард

Правила жизни
Продолжение истории о подростке с болезненной привязанностью к смартфону Продолжение истории о подростке с болезненной привязанностью к смартфону

Почему современные подростки так привязаны к своим телефонам?

СНОБ
Снова вместе Снова вместе

Бренды класса люкс давно и умело используют сотрудничество с художниками

Robb Report
Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом

Как пациентке из Нью-Йорка удалось победить ВИЧ

ТехИнсайдер
Недоброе тепло: как грузинские дровосеки нашли советские «атомные батарейки» Недоброе тепло: как грузинские дровосеки нашли советские «атомные батарейки»

Из этой статьи ты узнаешь о людях, которые согрелись с помощью радиации

Maxim
Как Савва Мамонтов привил публике любовь к русской опере Как Савва Мамонтов привил публике любовь к русской опере

Как Савва Мамонтов открыл известных певцов и дирижеров

Культура.РФ
10 самых больших акул в мире 10 самых больших акул в мире

Каких акул стоит опасаться больше всего?

ТехИнсайдер
Почему возраст в паспорте и «по ощущениям» часто расходятся Почему возраст в паспорте и «по ощущениям» часто расходятся

В чем преимущество того, что мы чувствуем себя моложе своих лет

РБК
Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции? Менингит у детей. Cпасет ли шапка от инфекции?

По симптомам менингит похож на простуду или грипп, но при этом очень опасен

Лиза
7 причин посмотреть «На солнце, вдоль рядов кукурузы» 7 причин посмотреть «На солнце, вдоль рядов кукурузы»

«На солнце, вдоль рядов кукурузы» — драматический экшен-фильм

Psychologies
Почему мать принцесс Евгении и Беатрис стала единственным человеком, открыто защищающим Меган Маркл Почему мать принцесс Евгении и Беатрис стала единственным человеком, открыто защищающим Меган Маркл

Герцогиня Йоркская оказалась единственным человеком, поддержавшим Меган Маркл

VOICE
Правила жизни Бена Аффлека Правила жизни Бена Аффлека

Правила жизни актера Бена Аффлека

Правила жизни
Когда летние шины выгоднее всего покупать: секрет хитрых водителей Когда летние шины выгоднее всего покупать: секрет хитрых водителей

Хитрые водители разделяют покупку и установку шин

ТехИнсайдер
Насморк, прощай Насморк, прощай

Насморк – это не самостоятельная болезнь, а симптом различных заболеваний

Лиза
Зелёные великаны: 7 самых высоких деревьев в мире Зелёные великаны: 7 самых высоких деревьев в мире

Зеленые гиганты, которые вас поразят

ТехИнсайдер
Утомлённые школой Утомлённые школой

Почему в начале весны многие дети начинают больше болеть и хуже учиться?

Здоровье
Нейл-эксперт рассказала, должен ли сочетаться цвет лака на ногах и руках Нейл-эксперт рассказала, должен ли сочетаться цвет лака на ногах и руках

Насколько сегодня актуально красить ногти на ногах и руках в одинаковые оттенки?

VOICE
Что такое телематический блок и как он помогает сэкономить на каско Что такое телематический блок и как он помогает сэкономить на каско

Что представляет из себя телематика и для чего она нужна аккуратным водителям

CHIP
Как устроен гибридный автомобиль и какие виды гибридов представлены на рынке Как устроен гибридный автомобиль и какие виды гибридов представлены на рынке

Гибридный автомобиль – вещь очень модная, а для многих – еще и загадочная

ТехИнсайдер
Как создать уют на кухне Как создать уют на кухне

10 простых и бюджетных способов преобразить свою кухню

Лиза
Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества

Почему слом модели культурного менеджмента не означает остановку творчества

Forbes
Открыть в приложении