Отец киборгов: как нейроученый вживлял электроды в мозг и вернул речь парализованному
Forbes Life рассказывает об открытиях нейроученого Филипа Кеннеди, который пытался взломать нейронный код речи и ради науки даже внедрил электроды себе в мозг. Его наработки сейчас особенно актуальны — в марте научные СМИ сообщили об обездвиженном пациенте, который благодаря вживленному мозговому импланту смог общаться «силой мысли», формируя слова и фразы. Кеннеди предвидел такое развитие медицины больше 25 лет назад.
В начале лета 2014 года нейроученый Филип Кеннеди прилетел из Штатов в Белиз, маленькое государство в Центральной Америке на берегу Карибского моря, где ему предстояла операция на мозге. Хирургическое вмешательство требовалось не по медицинским показаниям. Как Кеннеди позже рассказал изданию Wired, он уже давно разыскивал подходящего для экспериментов пациента и наконец пришел к выводу, что самый надежный способ — поставить опыт на самом себе.
Большинству коллег такая авантюра показалась как минимум рискованной, если не сказать безумной. Тем не менее 21 июня ученому внедрили в мозг несколько электродов — с их помощью Кеннеди рассчитывал «взломать» нейронный код речи — и понять, какие процессы помогают облекать мысли в слова и как на них можно воздействовать с помощью внешних импульсов. Операция обошлась в $30 000 и продлилась более 11 часов. Проводил ее местный хирург Жоэль Сервантес, за организацию отвечал Пол Поутон — бывший владелец ночного клуба, фермер и по совместительству основатель клиники Quality of Life Surgery, специализирующейся на хронических болях и заболеваниях позвоночника, абдоминопластике, изменении формы и размеров носа и груди.
Спустя несколько часов после операции, когда пациент очнулся, доктор Сервантес решил проверить, как работает его мозг. К своему ужасу он обнаружил, что Кеннеди не способен строить элементарные предложения, не может произнести вслух или написать названия самых обычных предметов — например, очков. Когда он взял ручку и сел перед чистым листом, вместо слов на бумаге появились бессвязные каракули. В тот момент Сервантес пожалел, что решился на операцию и помог известному нейроученому искалечить себя.
О чем мечтали исследователи мозга в XX веке
Филип Кеннеди признавался, что устройство человеческого мозга интересовало его с первых лет карьеры. Он родился в 1950 году в ирландском городе Лимерик и отучился на терапевта, но слишком высокая конкуренция на родине вынудила его отправиться сначала в Канаду, а затем в США. Там Кеннеди сменил специализацию, поступил в университет и в начале 1980-х получил диплом нейроученого. Спустя 16 лет он превратился в мировую знаменитость, поучаствовав в шоу «Доброе утро, Америка», и получив несколько грантов от медицинских учреждений и организаций в США. Журналист The Washington Post сравнил его с изобретателем телефона Александром Беллом, а коллега-ученый Рой Бэкэй назвал его исследования фантастикой в духе «Звездных войн».
«Соединяясь с компьютерами, мы выведем человеческий мозг на новый уровень, — говорил Кеннеди за шесть лет до легендарной операции. — Если мы сможем обеспечить мозгу быстрый доступ к неограниченным воспоминаниям, неограниченным вычислительным способностям, а также возможность мгновенно взаимодействовать с другими людьми без помощи проводных технологий, мы получим человека с непревзойденным интеллектом. Я уверен, что у нас получится продемонстрировать подобную связь между мозгом и машиной».
Тезисы Кеннеди могут показаться компиляцией идей в духе Айзека Азимова или Рэя Брэдбери. На самом деле нейроученый сам признавался, что основывался не на фантастах, а не предшественниках, которые до него пытались расширить возможности мозга с помощью технологий. Главным вдохновителем Филипа выступил испанец Хосе Мануэль Родригес Дельгадо. Тот в середине XX века пытался с помощью электродов воздействовать на определенные участки мозга и корректировать поведение живых существ. Сначала он проводил эксперименты на обезьянах и кошках, которые благодаря внешним импульсам становились спокойными или, наоборот, возбужденными.
Дельгадо рассчитывал, что революционная технология позволит исцелять людей от шизофрении и эпилепсии. Опыты показали, что с помощью вживления электродов можно избавить от боли жертв автомобильных аварий, которым не помогали даже самые сильные препараты. «Человеческая раса переживает поворотный момент эволюции, — сказал Дельгадо в 1970-м. — Мы близки к тому, чтобы конструировать собственные ментальные функции. Вопрос в том, каких людей мы хотим получить?»