Не нудная лекция, а историческое путешествие. Профессия по-новому — городской экскурсовод
Как сегодня меняется профессия экскурсовода и где учат этому ремеслу, рассказывает Андрей Клюев — москвовед, руководитель Городского экскурсионного бюро Музея Москвы
Несколько лет назад я был удивлен (если не сказать шокирован) тем, насколько люди травмированы опытом неудачных экскурсий. История вполне типичная: несколько раз в год школьные учителя инициировали для всего класса походы в музеи; экскурсовод говорил что-то нудное, будто по бумажке; было скучно и неинтересно. К сожалению, многих людей подобные впечатления отталкивают от желания сходить на экскурсию во взрослой жизни. Экскурсия во время отпуска? Лучше сами погуляем и сделаем селфи на фоне очередного архитектурного шедевра. Потратить половину выходного дня на прогулку по родному городу? Бессмысленно: здесь уже все знакомо.
Это, конечно, не укор в адрес горожан, которым не нравятся экскурсии. А вопрос некоторым коллегам, использующим устаревшие методики и повторяющим из года в год одну и ту же информацию, которую легко найти в интернете.
Ситуация в нашей стране начала меняться 10–15 лет назад. Путешествия стали важной частью образа жизни современного горожанина, а интернет упростил коммуникацию. С предложением прийти на экскурсию стало возможно столкнуться не только на привокзальных площадях, рядом с достопримечательностями и в холле отеля. В соцсетях стали попадаться блоги о достопримечательностях разных городов: с помощью интересного контента и забавных фактов любители, профессионалы и небольшие экскурсбюро предлагали свои услуги.
Сначала в Москве, потом в Петербурге и еще в нескольких крупных городах на улицах стали появляться группы людей, готовые по 10–15 минут слушать человека с набором картинок напротив какого-нибудь дома. Не на Красной и Манежной площадях, смотровой площадке на Воробьевых горах или в Коломенском, а именно на улицах — вдалеке от обычных туристических маршрутов.
Так профессия городского экскурсовода вышла на новый уровень. Я вижу все больше увлеченных своим делом энтузиастов, которым нравится вглядываться в необычные страницы истории своего города, находить малоизвестные факты на старых фотографиях или в рекламных объявлениях, а потом рассказывать об этом другим людям.
Миссия профессии
О просветительской миссии экскурсоводов много спорят, предлагают разные варианты, но вряд ли в ближайшие годы удастся составить точный список того, что городские экскурсоводы хотели бы донести до своих слушателей.
Кто-то обеспокоен тем, что города утрачивают детали прошлого, и пытается привлечь внимание к истории и культурному наследию. Другим важно делиться с людьми своим восхищением архитектурой или делами великих предков. А кто-то просто в такой доступной форме проявляет свой интерес к городу.
Личные интересы тоже есть. Среди городских экскурсоводов немало тех, кто больше не мог проводить по восемь часов с понедельника по пятницу в офисе, сидеть на бесконечных совещаниях и готовить квартальные отчеты. Правда, для многих экскурсоводов их профессия стала местом творческой самореализации, возможностью работать с людьми и на свежем воздухе. Не менее важно и то, что в этой профессии зачастую отсутствует начальство как таковое: многие городские экскурсоводы являются фрилансерами, проводят экскурсии по заказам сразу нескольких бюро и многочисленных частных клиентов.
По собственному опыту могу сказать, что самые счастливые городские экскурсоводы — те, кто превратил свое хобби по изучению города и прогулки с друзьями в новую рабочую специальность. Я уверен, что успех внутри этой профессии себе можно обеспечить, только если действительно интересоваться темами своих экскурсий, проверять информацию в надежных источниках и не останавливаться в совершенствовании уже готовых маршрутов, находить баланс между развлекательными и познавательными компонентами.