Обаяние Алании
Самостоятельное путешествие по яркой и колоритной северокавказской Республике Северная Осетия – Алания будет запоминающимся и сильно не ударит по вашему кошельку. В этом убедился Алексей Егоров.
Вместе с восьмилетним сыном мы отправились в июне в Аланию. Финансовые затраты по итогам поездки ограничились билетами на поезд до Владикавказа, едой и сувенирами.
Город для отдыха
Общественный транспорт в столице республики дешевый, а за ее пределами мы передвигались автостопом. На жилье тоже тратиться не пришлось. Одну ночь, во Владикавказе, мы провели у друзей, а три другие – в самых живописных уголках Алании – в палатке.
Безусловно, Владикавказ – один из красивейших городов российского юга. Здесь сохранилась историческая застройка XIX века. Да, за пределами проспекта Мира (местный Арбат) она нуждается в реставрации, но зато город не уродуют безликие «человейники». Такое ощущение, что волна их строительства обошла столицу Алании стороной.
Для прогулок рекомендую также набережную Терека, где очень хорошо чувствуется многонациональный колорит города: на левом берегу реки – мечеть Мухтарова, на правом – армянская церковь Сурб Григор Лусаворич. А также проспект Косты Хетагурова, где в ясную погоду можно наслаждаться меняющимися в зависимости от положения солнца видами горы Столовой, возвышающейся над городом.
И, конечно, у Владикавказа есть своя атмосфера. Спокойная и доброжелательная, она привлекают сюда не только туристов, но и жителей соседней Чечни. Дома у них сухой закон, а здесь… Тройка подвыпивших чеченцев подошла к нам, чтобы сфотографироваться. Один из них, с самой длинной бородой, как бы в оправдание назойливости товарищей, сказал: «Извини, брат, мы тут отдыхаем».
Поклонение совести
Алания лидирует среди регионов страны по числу людей, считающих себя последователями традиционных местных верований. Тема эта непростая, так как даже в отношении их названия нет единства: одни авторы используют термин «уацдин», другие – «ассианство».
Подвозивший нас водитель, молодой, на дорогом джипе, сказал, что ребенком был крещен по православному обычаю, но в сознательном возрасте пришел к вере предков. Я без обиняков его спросил:
– А священная книга у вас есть?
– Нет ее, – ответил собеседник, – многие считают таковой Нартский эпос, но это именно собрание народных мифов.
– Во что же вы тогда верите? Кому поклоняетесь? – не унимался я.
– Если коротко, мы, осетины, поклоняемся совести, – последовал ответ.
Я бы не придал этим словам особого значения, но вот что интересно: три раза водители отказывали нам со словами «Нет, мне не по пути», чтобы спустя несколько минут вернуться и уже без объяснений отвезти нас к нужному месту. Конечно, и в других кавказских республиках классный автостоп, но такой совестливый однозначно только в Алании.