Аутизм: путь к социуму
Еще каких-то сорок лет назад расстройства аутистического спектра диагностировали с частотой 1:1000, сегодня это заболевание в той или иной форме выявляют, примерно, у каждого 50-го ребенка в возрасте до трех лет. Эта статистика пугает, заставляет выискивать симптомы аутизма у собственных детей — быть настороже.
Кто же такие “дети дождя”, чем они отличаются от остальных и насколько им тяжело адаптироваться в социуме?
Что такое аутизм
Современное понятие включает в себя как истинный аутизм, так и множество расстройств аутистического спектра (РАС). Научное определение звучит так: психоневрологическое нарушение, вызванное физиологическими изменениями многих частей головного мозга, и заключающееся в дефиците социального взаимодействия. Простыми словами объяснить, что такое аутизм, достаточно сложно. В первую очередь, потому, что спектр симптомов и проблем у каждого ребенка с этим заболеванием достаточно широк и своеобразен. Объединяет всех аутистов одно - им трудно общаться и контактировать с другими людьми.
У специалистов всего мира нет единого мнения по поводу определения или классификации заболеваний, связанных с аутизмом. Даже называться это расстройство может по-разному:
- инфантильный аутизм;
- детский аутизм;
- ранний детский аутизм (РДА);
- аутистическое расстройство;
- синдром Каннера или аутизм Каннера.
Первые “звоночки” аутизма, когда они появляются
Сомнения у родителей детей-аутистов обычно начинают закрадываться, когда малышу исполняется 1-2 года. И даже в более раннем возрасте в поведении такого ребенка можно заметить странности, обычно он:
- не демонстрирует удовольствие от кормления;
- не улыбается;
- не фиксирует взгляд на лице мамы;
- не агукает;
- не выражает радость, когда видит самых близких людей.
Часто родители младенцев, показывающих подобное поведение, начинают подозревать у них нарушения со стороны зрения или слуха. Ребенок растет, начинает ходить и играть — на этом этапе признаки аутизма у детей усиливаются, становятся более разнообразными.
Несмотря на это, довольно часто и в наши дни аутизм впервые диагностируют у подростков, даже у взрослых людей. Это может быть связано с условиями, в которых проживает человек, социальным положением его семьи и окружения. Но зачастую диагностика осложняется неоднозначностью симптомов и различным типом заболевания. Ведь степень выраженности признаков аутизма может варьироваться от полного отсутствия контактов с социумом на фоне глубокой умственной отсталости, до легких форм, проявляющихся в немного странном поведении или слишком правильной речи.
Признаки и симптомы аутизма у детей
Клинически аутизм у детей диагностируют на основании трех главных признаков:
- Ограниченное количество социальных взаимодействий (у аутиста нет способности к общению).
- Страдает качество коммуникации, присутствуют особенности речи (нет тактильного контакта, не обнимается, не смотрит в глаза, говорит о себе в третьем лице, повторяет фразы за другим человеком).
- Интересы строго ограничены единственной темой (может месяцами говорить об одном и том же, смотреть постоянно один мультфильм, играть только одним предметом), наличие повторяющихся движений (покачивания, наклоны головы, хаотичные взмахи руками).
Здесь перечислены только основные симптомы аутизма, они обязательны для постановки диагноза. Тогда как у каждого малыша может быть еще масса сопутствующих расстройств и поведенческих особенностей, например:
- ходьба на цыпочках;
- негативное отношение к перестановкам в доме;
- наличие ритуалов (в процессе одевания, приема пищи, купания);
- чередование гиперреакций с пониженными эмоциональными ответами (может совершенно не отреагировать на громкий звук, но устроит истерику из-за смены освещения в комнате);
- особое меню или собственная диета (аутизм очень часто сопровождается пищевыми расстройствами и проблемами с ЖКТ);
- отсутствие сострадания, сопереживания (аутист не “считывает” эмоции других людей);
- восприятие человека или предмета по частям (может играть только колесом от машинки, а руку родителя использовать, чтобы ею указать на что-то);
- аутисты не играют в ролевые игры, не участвуют в групповых развлечениях, ребенок не может самостоятельно придумать сюжет для игры;
- наличие проблем с обучаемостью;
- аутоагрессия (наносит себе травмы);
- проблемы со сном.
Ребенок с инфантильным аутизмом всегда резко негативно относится к присутствию посторонних людей, не любит менять обстановку, даже пьет, зачастую, только из одной кружки. В группе детей очень легко заметить малыша с аутистическим расстройством: он стоит в стороне и не принимает участия в общем веселье. У взрослых с аутизмом присутствуют те же самые проблемы, просто они более сглажены, не так сильно выражены. Если интеллектуальный уровень развития высок, выросший ребенок-аутист практически ничем не отличается от остальных людей.