Большое досье на одного из самых ярких режиссеров и сценаристов Голливуда

EsquireРепортаж

От малобюджетных короткометражек до «Ла-Ла Ленда» и «Человека на Луне»: за что мы любим Дэмьена Шазелла

Егор Москвитин

Getty Images

Когда мы опубликовали рецензию на “Человека на Луне”, один остроумный комментатор написал: “Все думали, что Дэмьен Шазелл — это второй Спилберг или второй Кубрик. А он оказался первым Шазеллом”. Точнее не скажешь — но для тех, кому хочется подробностей, мы подготовили большое досье на одного из самых ярких режиссеров и сценаристов современного Голливуда.

Биография самого молодого в истории Америки обладателя “Оскара” за режиссуру хорошо известна. Родился в благополучной семье, в школе играл на барабанах, однажды посмотрел “Цельнометаллическую оболочку” и удивился тому, насколько точно сцены в армейской учебке похожи на опыт музыканта-старшеклассника. Тут же бросил барабаны и отправился изучать кинематограф в Гарварде. Спустя два года после выпуска снял за 50 тысяч долларов первый фильм. Тот понравился критикам и вдохновил на переезд в Лос-Анджелес. Ее через пять лет предоставился случай снять вторую картину — и после “Одержимости” (2014) выяснилось, что благодаря фестивалям Шазелл может превращать маленькие бюджеты в большие деньги. За “Санденсом” последовала Венеция, в за Венецией — сказочная “оскаровская” история “Ла-Ла Ленда” (2016), радостная и грустная, как и сам фильм.

Но в случае с Шазеллом интересна не официальная биография, а то, что он сам о себе говорит. К счастью, интервью и мастер-классов он за последние годы раздал немало. Эта статья основана преимущественно на цитатах из них.

Дэмьен Шазелл с Клэр Фой и Райаном Госслингом на вашингтонской премьере «Человека на Луне». Getty Images

Любимые фильмы, сцены и песни

Любимый фильм, который Шазелл бы отправил пришельцам, — “Шербурские зонтики” с Катрин Денев. Любимая песня в кино — As Time Goes By из “Касабланки”. Любимая фраза — “Джейк, забудь, это Китайский Квартал” из концовки “Китайского квартала” Полански. Ее суть в том, что то, как устроен мир, не изменить даже героям; очень пораженческая цитата. Любимый финал — из “Огней большого города”. Этот фильм 1931-го года — немой, так что герой Чарли Чаплина объясняется с девушкой без слов. Точно так же (об этом ниже) устроены финалы всех четырех картин Шазелла. А его любимая сцена в истории кино — танец Джинджер Роджерс и Фреда Астера в “Цилиндре”. Идея этого комедийного фильма том, что в любви люди становятся самозванцами. На что-то это похоже.

Любовь к документалистике

В перерыве между съемками и пост-продакшном “Человека на Луне” (2018) Шазелл вместо того, чтобы отдохнуть, отправился к студентами Висконсинского университета в Мэдисоне, чтобы выступить в местной синематике. Этим киноклубом заведует профессор Дэвид Бордэулл — легендарный кинокритик, который вместе со своей супругой Кристин Томпсон считается авторитетнейшим последователем формалистской теории кино (а еще эта пара ведет очень поучительный блог).

Для показа и обсуждения он выбрал документальный французский фильм “Хроника лета” Жана Руша — пример “синема-верите”. Это было напоминанием о давней любви: в видеотеке Гарварда, где учился Шазелл, хранились в основном документальные и экспериментальные фильмы. Следы и того, и другого можно найти в его дебютной черно-белой ленте “Гай и Мэдлин на скамейке в парке” (2009). В ней Шазелл использует 16-миллиметровую пленку и не столько управляет актерами, сколько подглядывает за ними; некоторые участники кастинга и в самом деле думали, что снимаются в неигровом кино. Черно-белый фильм опирается и на технику синема-верите (подразумевающую, что автор может направлять героев своими вопросами — как Руш в “Хрониках лета”), и на принципы “прямого кино”, не допускающего вмешательство режиссера в историю. В “Одержимости” и “Ла-Ла Ленде” эти приемы почти не встретить, но в “Человеке на Луне” Шазелл вновь к ним вернется — и мы увидим миссию астронавтов будто бы от первого лица.

А в “Гае и Мэдлин на скамейке в парке” режиссер, по собственным словам, попытался с помощью документалистики “поженить” условности мюзикла с психологическим реализмом. В первой половине фильма музыкальные и танцевальные сцены не происходят случайно. Джаз звучит лишь во время репетиций и выступлений группы главного героя. А чечетку — реверанс любимому Фреду Астеру — здесь танцуют только на вечеринке. И лишь после этой деликатной прелюдии Шазелл позволяет себе жанровые условности — например, сцену, в которой героиня идет по парку и тихо напевает мелодию, которая постепенно превращается в настоящий музыкальный номер. Так же устроен и “Ла-Ла Ленд”, открывающая песня которого рождается из реалистичных звуков дорожной пробки и автомагнитол.

Дэмьен Шазелл получает «Оскар» как лучший режиссер, 2017 год. Getty Images

Затишье после первого фильма

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Tesla для всех Tesla для всех

Возможности новой Tesla Model 3

CHIP
Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно Продукты, повышающие потенцию у мужчин: быстро и эффективно

Нет времени ждать, ешь!

Playboy
Третий лишний Третий лишний

Рассказ Ксении Букши, в котором на месте героя мог оказаться любой из нас

Esquire
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Правила жизни Джорджа Оруэлла

Esquire
Как найти менеджеров, которые умеют творить чудеса? Как найти менеджеров, которые умеют творить чудеса?

Почему в компании Skyeng увольняли не отдельных топ-менеджеров, а целые отделы

Forbes
Дочка отсчета Дочка отсчета

Что стоит за отставкой Дариги Назарбаевой с поста спикера сената парламента

Огонёк
В поисках реликтовой лагуны В поисках реликтовой лагуны

Что будет, если морской залив отделить от моря?

Наука и жизнь
7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться 7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться

Турецкие сериалы с захватывающим сюжетом

Cosmopolitan
Вирус герпеса вызвал симптомы болезни Альцгеймера у трехмерной модели мозга Вирус герпеса вызвал симптомы болезни Альцгеймера у трехмерной модели мозга

Инфицированные клетки гибнут, сливаются друг с другом и вызывают воспаление

N+1
Правила жизни Кристины Хендрикс Правила жизни Кристины Хендрикс

Правила жизни актрисы Кристины Хендрикс

Esquire
Разрушительная скупость. Как подготовка к затяжному кризису делает этот кризис затяжным Разрушительная скупость. Как подготовка к затяжному кризису делает этот кризис затяжным

Драматическое сокращение спроса в экономике

СНОБ
Лесли Нильсен: «Оскар» за лучшую жизнь Лесли Нильсен: «Оскар» за лучшую жизнь

История одного из самых великих комиков мира

Maxim
В России впервые синтезировали тонкую пленку из хлорида натрия В России впервые синтезировали тонкую пленку из хлорида натрия

Ученые подтвердили возможность существования тонкой пленки хлорида натрия

Популярная механика
Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн

Валерия Коган за 2 года сумела заинтересовать технологией крупные агрокомпании

Forbes
Бойкот — форма насилия в паре? Бойкот — форма насилия в паре?

Возможно, пора задуматься, а не манипулирует ли вами близкий человек

Psychologies
Фитнес без движения: как наш мозг сжигает много лишних калорий Фитнес без движения: как наш мозг сжигает много лишних калорий

Для сжигания калорий вовсе не обязательно пыхтеть на беговой дорожке

Популярная механика
Родом из детства Родом из детства

Просторный, гостеприимный дом для большой семьи

SALON-Interior
Моральный кодекс робота: можно ли привить машине ценности через книги Моральный кодекс робота: можно ли привить машине ценности через книги

Смогут ли роботы понять этические нормы, просто читая книги и новости

Популярная механика
В прилежащем ядре мозга моногамных полевок нашли нейроны приближения к партнеру В прилежащем ядре мозга моногамных полевок нашли нейроны приближения к партнеру

Они могут помочь уточнить то, как формируются прочные моногамные связи

N+1
Не проходите мимо Не проходите мимо

Всегда ли оправдана политика невмешательства?

Лиза
Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье» Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье»

Прогулка по весеннему Петербургу с Елизаветой Боярской – чем не план на выходные

Grazia
Эоловы замки Тянь-Шаня Эоловы замки Тянь-Шаня

Путешествие в удивительные горы Тянь-Шаня

Наука и жизнь
Следствие по телу Следствие по телу

Как не забросить спорт и какие процедуры для тела стоит сделать самой

Grazia
«А нам все равно!»: кто рад карантину «А нам все равно!»: кто рад карантину

Кто-то на карантине сходит с ума, а кому-то хорошо и взаперт

Psychologies
10 сериалов про антигероев ― отвратительных людей, но очаровательных злодеев 10 сериалов про антигероев ― отвратительных людей, но очаровательных злодеев

Мы жалеем их, любим и презираем ― в общем, эти герои никогда не будут нам чужими

Esquire
Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью) Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью)

Разговор с Мадонной о славе, одиночестве, контрацепции, порно и религии

Esquire
«Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре «Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре

Как выходцы из СССР повлияли на Кипр, почему это заставляет Брюссель волноваться

Forbes
Cтройными рядами Cтройными рядами

Выходим из карантина красиво

Лиза
Сюжетные дыры и вопиющие ляпы всех-всех фильмов Marvel Сюжетные дыры и вопиющие ляпы всех-всех фильмов Marvel

Ошибки в фильмах дают повод пересмотреть их еще раз

Maxim
Альбер Камю Альбер Камю

Статья про французского экзистенциалиста (1913–1960)

Дилетант
Открыть в приложении