В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей

4x4 ClubАвто

Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам

В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей, но свои знаменитые внедорожники она начала делать не сразу. Японцы – народ неторопливый и основательный, им нужно было подготовиться. На это ушло пятьдесят лет…

Текст Георгий Варфоломеев
Иллюстрация Елены Лодзовской

Двухтактное начало

В 1965 году некая Hope Motor Company построила компактный внедорожник HopeStar ON 360 с подключаемым передним мостом, длиной менее трёх метров и весом 525 кг. Машина приводилась в движение двухтактным мотором воздушного охлаждения фирмы Mitsubishi. При рабочем объёме 359 см3 он развивал мощность 21 л.с. и скорость 70 км/ч. Серийным новый мини-вездеход стал только в 1967-м, но за год удалось продать не более 15 штук. Разочаровавшись в выбранном пути, Hope Motor Company отказалась от автомобильного производства, передав права на него компании Suzuki. И в 1970 году, после серьёзных переделок, бывший HopeStar появляется под именем Suzuki LJ 10 или Jimny 360. Его дизайн полностью изменился, а вот габариты остались почти прежними: длина – 3 м, ширина – 1,3 м, да и вес увеличился незначительно – до 590 кг. Конструктивно новый Jimny был вполне адекватен времени: открытый кузов с откидным задним бортом крепился к раме, подвеска – зависимая на рессорах, дверцы – тканевые на молнии, которые чуть позже заменили на более удобные с трубчатым каркасом и обычными ручками. А чтобы уложиться, прежде всего по длине, в японский рыночный сегмент kei car с самым низким налогом, запасное колесо разместили в салоне, отобрав место у задних пассажиров. Мощность двухцилиндрового двухтактного двигателя воздушного охлаждения всё того же объёма 359 см3, подросла до 25 л.с., а скорость – до 72 км/ч. Коробка, естественно, механическая четырёхступенчатая.

Suzuki LJ10 Jimny (1970) 

Через два года, в 1972-м, выпускается улучшенная модель – LJ20 с новым двухцилиндровым двухтактником водяного охлаждения объёмом 350 см3. Он был унифицирован с подвесным лодочным мотором Suzuki 25, что серьёзно упростило снабжение запчастями те регионы, где хорошо знали подвесники Suzuki, но ещё не успели оценить автомобили марки. Мощность по сравнению с лодочным аналогом увеличилась до 28 л.с., а максимальная скорость – до 80 км/ч. В том же 1972-м появилась и комфортабельная полностью закрытая версия, а ещё через два года модель для экспорта – с левым рулём и наружным креплением запасного колеса. Кстати, начавшийся экспорт показал, что теснота на заднем сиденье устраивает только неприхотливых японцев, поэтому в 1976 году вышла подросшая на 2 см в длину экспортная модель LJ50. Она оснащалась трёхцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 539 см3 мощностью 33 л.с. Вес машины вырос до 635 кг, а скорость впервые достигла отметки 100 км/ч. Запасное колесо, само собой, было снаружи, а салон подвергся перепланировке – два задних пассажира теперь размещались на складных боковых лавках. В том же году появился и пикап LJ51P с удлинённой базой.

Четыре такта против двух

В 1977 году Suzuki, как и большинство японских компаний, готовилась к покорению богатого североамериканского рынка. С этой целью была спроектирована особая модификация LJ80 (для некоторых рынков SJ20 или Jimny 8) с четырёхтактным четырёхцилиндровым мотором. Сделано это было по причине несовместимости душистого двухтактного выхлопа с самыми суровыми на тот период экологическими стандартами США. Двигатель объёмом 791 см3 был с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, а его мощность составляла сначала 39, а чуть позже 41 л.с. Максимальная скорость тоже чуть прибавила и достигла 105 км/ч. Но новому мотору было тесно под старым капотом, и автомобилю снова пришлось расти. Теперь его ширина была 1 395 мм, высота – 1 690 мм, а колея расширилась до 100 мм. Причём для стран, где проблемы чистого воздуха никого особо не волновали, продолжили выпускать и двухтактные версии LJ55 (с рабочим объёмом 539 см3 и мощностью 28 л.с.). А ещё с 1979 года началось производство пикапа LJ81 с базой, удлинённой до 2 200 мм (против 1 930 мм у LJ 80).

Специально для рынка США Jimny переименовали в Brute. И вообще, вниманию американцев предлагались крайне симпатичные версии с коваными дисками, сложной окраской в два тона и виниловыми наклейками в соответствии со вкусами покупателей той или иной местности. В Германии же появилась модель Eljot, название которой было производным от литер L и J. Она часто продавалась укомплектованной лебёдкой и креплениями для винтовок (для охотников) или доски (для сёрфинга). Дуга безопасности шла уже в базе. При этом в США малыш не пошёл, а вот немцам компактный внедорожник понравился, и за полтора года, начиная с 1979-го, в ФРГ продали более 10 тысяч Eljot, что составило больше половины германского рынка внедорожников.

Семейство  Suzuki LJ80 

Путь «Самурая»

В 1981 году дебютировало второе поколение малышей Jimny. Новый Suzuki SJ30 получил подросший в размерах угловатый кузов, полноценное заднее складное сиденье, дверцы со стеклоподъёмниками в базе и дугу безопасности, которая стала частью силовой структуры кузова. Такое решение было вполне оправдано, ведь максимальная скорость снова выросла, а вместе с ней и вероятность опрокидывания узкого и высокого мини-вездехода. Впрочем, раму и зависимую подвеску на рессорах сохранили, так же как и двухтактный двигатель объёмом 539 см3 и четырёхскоростную механическую коробку передач. Полностью двухтактник сняли с производства только в 1990 году, то есть даже позже, чем это сделали на родине «Трабантов».

Вскоре была выпущена четырёхтактная модификация SJ40, она же SJ410, она же Jimny 1000. А в США и ФРГ новый Suzuki стал называться Samurai. Но это ещё не всё. Машина продавалась на разных рынках как Suzuki 4x4, Suzuki Caribbean, Suzuki Katana, Suzuki Potohar, Suzuki Santana и Suzuki Sierra. В Латинской Америке она называлась Chevrolet Samurai, в Австралии – Holden Drover, а в Индии наладили лицензионное производство Maruti Gypsy. Размеры SJ40 были таковы: длина – 3 555 мм, ширина – 1 460 мм, а дорожный просвет – неожиданные для такого малыша 240 мм. Модельный ряд состоял из открытой версии, короткого универсала, пикапа, бортового мини-грузовика и универсала с удлинённой базой (2 375 мм). Основным стал четырёхцилиндровый мотор объёмом 970 см3 и мощностью 45 л.с. (для США – 52 л.с.), а скорость достигла 112 км/ч. В 1984-м вышел SJ413, оснащённый двигателем 1.3 литра мощностью 64 л.с. Его скорость подпрыгнула до 130 км/ч, а масса – до 950 кг. По этой причине пришлось снабдить передние колёса дисковыми тормозами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
«Генную терапию будут проводить участковые врачи» «Генную терапию будут проводить участковые врачи»

Ученый и инвестор Дмитрий Кузьмин — о «прорывных терапиях» настоящего

Reminder
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«Панцерфауст» всемогущий: миф о немецком чудо-оружие «Панцерфауст» всемогущий: миф о немецком чудо-оружие

Насколько были эффективны немецкие ручные противотанковые гранатомёты?

Популярная механика
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели” Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

Как разбивается о суровую реальность миф об экранопланах

Популярная механика
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Не «просто головная боль»: как жить с мигренью Не «просто головная боль»: как жить с мигренью

Правила, которые помогут купировать приступы мигрени и улучшить качество жизни

Reminder
Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover Едва окончив семилетку. Покупка подержанного Range Rover

Что произойдёт, если забить на регламент своевременного обслуживания Range Rover

4x4 Club
Механики объяснили необязательность лесов при строительстве восьмиугольных куполов Механики объяснили необязательность лесов при строительстве восьмиугольных куполов

Как итальянским зодчим удавалось возводить купола без строительных лесов

N+1
Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах Дневник пропавшего туриста. Мистический случай на Лофотенах

Эти события реально произошли в августе 2017 года

4x4 Club
7 фактов о супермодели Наоми Кэмпбелл — важных и неожиданных 7 фактов о супермодели Наоми Кэмпбелл — важных и неожиданных

Главные факты о Наоми Кэмпбелл, ее блестящей карьере и неоднозначных выходках

Esquire
Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью Как в России планировали бороться с пьянством, но вместо этого боролись с трезвостью

Краткая история отношений государства с водкой

Weekend
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Гигантские искусственные атомы обменялись возбуждениями через волновод Гигантские искусственные атомы обменялись возбуждениями через волновод

Из сверхпроводящих кубитов можно создать два гигантских искусственных атома

N+1
Порно и мороженое Порно и мороженое

Глобализация провалилась, и с этим трудно спорить

4x4 Club
Они не железные! Звезды, которых карантин довел до нервного срыва Они не железные! Звезды, которых карантин довел до нервного срыва

Рассказываем, у кого из знаменитостей на карантине начали сдавать нервы

Cosmopolitan
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Как найти менеджеров, которые умеют творить чудеса? Как найти менеджеров, которые умеют творить чудеса?

Почему в компании Skyeng увольняли не отдельных топ-менеджеров, а целые отделы

Forbes
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
Рама для картины Рама для картины

Интерьер для семьи и... для коллекции предметов искусства

SALON-Interior
Высокая Архитектура. Новый Mercedes-Benz GLS Высокая Архитектура. Новый Mercedes-Benz GLS

Наше знакомство с флагманом Mercedes-Benz началось с версии GLS 450

4x4 Club
Как жить, не забывая о главном Как жить, не забывая о главном

Сила напоминаний и как их внедрить в свою повседневность

Reminder
Дарит прокрастинацию, чувство вины и забирает радость от жизни: почему список дел хуже расписания в календаре Дарит прокрастинацию, чувство вины и забирает радость от жизни: почему список дел хуже расписания в календаре

Вы встречали кого-то, кто выполняет всё, что обещал сделать за день?

VC.RU
«Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних «Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних

«Сноб» побеседовал с российским предпринимателем и писателем Юлием Дубовым

СНОБ
Музыка дает нам смелость и надежду Музыка дает нам смелость и надежду

Карлос Сантана — приверженец учения гуру, Бог гитары, Woodstock-легенда

Playboy
Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них

Что-то в этих преступниках не так, не по-человечески устроено

Популярная механика
Дакота-блюз Дакота-блюз

Жарким летним деньком мы отправились за сцену к певице Рите Дакоте

Maxim
Лучшие бесплатные программы для проверки компьютера: тестируем компоненты Лучшие бесплатные программы для проверки компьютера: тестируем компоненты

Для тестирования комплектующих ПК есть большое количество специальных утилит

CHIP
Открыть в приложении