В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей

4x4 ClubАвто

Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам

В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей, но свои знаменитые внедорожники она начала делать не сразу. Японцы – народ неторопливый и основательный, им нужно было подготовиться. На это ушло пятьдесят лет…

Текст Георгий Варфоломеев
Иллюстрация Елены Лодзовской

Двухтактное начало

В 1965 году некая Hope Motor Company построила компактный внедорожник HopeStar ON 360 с подключаемым передним мостом, длиной менее трёх метров и весом 525 кг. Машина приводилась в движение двухтактным мотором воздушного охлаждения фирмы Mitsubishi. При рабочем объёме 359 см3 он развивал мощность 21 л.с. и скорость 70 км/ч. Серийным новый мини-вездеход стал только в 1967-м, но за год удалось продать не более 15 штук. Разочаровавшись в выбранном пути, Hope Motor Company отказалась от автомобильного производства, передав права на него компании Suzuki. И в 1970 году, после серьёзных переделок, бывший HopeStar появляется под именем Suzuki LJ 10 или Jimny 360. Его дизайн полностью изменился, а вот габариты остались почти прежними: длина – 3 м, ширина – 1,3 м, да и вес увеличился незначительно – до 590 кг. Конструктивно новый Jimny был вполне адекватен времени: открытый кузов с откидным задним бортом крепился к раме, подвеска – зависимая на рессорах, дверцы – тканевые на молнии, которые чуть позже заменили на более удобные с трубчатым каркасом и обычными ручками. А чтобы уложиться, прежде всего по длине, в японский рыночный сегмент kei car с самым низким налогом, запасное колесо разместили в салоне, отобрав место у задних пассажиров. Мощность двухцилиндрового двухтактного двигателя воздушного охлаждения всё того же объёма 359 см3, подросла до 25 л.с., а скорость – до 72 км/ч. Коробка, естественно, механическая четырёхступенчатая.

Suzuki LJ10 Jimny (1970) 

Через два года, в 1972-м, выпускается улучшенная модель – LJ20 с новым двухцилиндровым двухтактником водяного охлаждения объёмом 350 см3. Он был унифицирован с подвесным лодочным мотором Suzuki 25, что серьёзно упростило снабжение запчастями те регионы, где хорошо знали подвесники Suzuki, но ещё не успели оценить автомобили марки. Мощность по сравнению с лодочным аналогом увеличилась до 28 л.с., а максимальная скорость – до 80 км/ч. В том же 1972-м появилась и комфортабельная полностью закрытая версия, а ещё через два года модель для экспорта – с левым рулём и наружным креплением запасного колеса. Кстати, начавшийся экспорт показал, что теснота на заднем сиденье устраивает только неприхотливых японцев, поэтому в 1976 году вышла подросшая на 2 см в длину экспортная модель LJ50. Она оснащалась трёхцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 539 см3 мощностью 33 л.с. Вес машины вырос до 635 кг, а скорость впервые достигла отметки 100 км/ч. Запасное колесо, само собой, было снаружи, а салон подвергся перепланировке – два задних пассажира теперь размещались на складных боковых лавках. В том же году появился и пикап LJ51P с удлинённой базой.

Четыре такта против двух

В 1977 году Suzuki, как и большинство японских компаний, готовилась к покорению богатого североамериканского рынка. С этой целью была спроектирована особая модификация LJ80 (для некоторых рынков SJ20 или Jimny 8) с четырёхтактным четырёхцилиндровым мотором. Сделано это было по причине несовместимости душистого двухтактного выхлопа с самыми суровыми на тот период экологическими стандартами США. Двигатель объёмом 791 см3 был с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, а его мощность составляла сначала 39, а чуть позже 41 л.с. Максимальная скорость тоже чуть прибавила и достигла 105 км/ч. Но новому мотору было тесно под старым капотом, и автомобилю снова пришлось расти. Теперь его ширина была 1 395 мм, высота – 1 690 мм, а колея расширилась до 100 мм. Причём для стран, где проблемы чистого воздуха никого особо не волновали, продолжили выпускать и двухтактные версии LJ55 (с рабочим объёмом 539 см3 и мощностью 28 л.с.). А ещё с 1979 года началось производство пикапа LJ81 с базой, удлинённой до 2 200 мм (против 1 930 мм у LJ 80).

Специально для рынка США Jimny переименовали в Brute. И вообще, вниманию американцев предлагались крайне симпатичные версии с коваными дисками, сложной окраской в два тона и виниловыми наклейками в соответствии со вкусами покупателей той или иной местности. В Германии же появилась модель Eljot, название которой было производным от литер L и J. Она часто продавалась укомплектованной лебёдкой и креплениями для винтовок (для охотников) или доски (для сёрфинга). Дуга безопасности шла уже в базе. При этом в США малыш не пошёл, а вот немцам компактный внедорожник понравился, и за полтора года, начиная с 1979-го, в ФРГ продали более 10 тысяч Eljot, что составило больше половины германского рынка внедорожников.

Семейство  Suzuki LJ80 

Путь «Самурая»

В 1981 году дебютировало второе поколение малышей Jimny. Новый Suzuki SJ30 получил подросший в размерах угловатый кузов, полноценное заднее складное сиденье, дверцы со стеклоподъёмниками в базе и дугу безопасности, которая стала частью силовой структуры кузова. Такое решение было вполне оправдано, ведь максимальная скорость снова выросла, а вместе с ней и вероятность опрокидывания узкого и высокого мини-вездехода. Впрочем, раму и зависимую подвеску на рессорах сохранили, так же как и двухтактный двигатель объёмом 539 см3 и четырёхскоростную механическую коробку передач. Полностью двухтактник сняли с производства только в 1990 году, то есть даже позже, чем это сделали на родине «Трабантов».

Вскоре была выпущена четырёхтактная модификация SJ40, она же SJ410, она же Jimny 1000. А в США и ФРГ новый Suzuki стал называться Samurai. Но это ещё не всё. Машина продавалась на разных рынках как Suzuki 4x4, Suzuki Caribbean, Suzuki Katana, Suzuki Potohar, Suzuki Santana и Suzuki Sierra. В Латинской Америке она называлась Chevrolet Samurai, в Австралии – Holden Drover, а в Индии наладили лицензионное производство Maruti Gypsy. Размеры SJ40 были таковы: длина – 3 555 мм, ширина – 1 460 мм, а дорожный просвет – неожиданные для такого малыша 240 мм. Модельный ряд состоял из открытой версии, короткого универсала, пикапа, бортового мини-грузовика и универсала с удлинённой базой (2 375 мм). Основным стал четырёхцилиндровый мотор объёмом 970 см3 и мощностью 45 л.с. (для США – 52 л.с.), а скорость достигла 112 км/ч. В 1984-м вышел SJ413, оснащённый двигателем 1.3 литра мощностью 64 л.с. Его скорость подпрыгнула до 130 км/ч, а масса – до 950 кг. По этой причине пришлось снабдить передние колёса дисковыми тормозами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей

Одно из свойств памяти – внезапный возврат к какому-нибудь странному событию

4x4 Club
Новый штамм безработицы Новый штамм безработицы

Чего ждать от рынка труда после пандемии

Огонёк
Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром Как устроен Chery Tiggo и китайский автопром

Компания Chery в последние годы вышла на совершенно новый уровень

4x4 Club
Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь

Как влияют на эмоции женщины противозачаточные таблетки?

Популярная механика
Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники

Знакомство с новой версией кроссовера

4x4 Club
Дедушка Jeep. Копаемся в истории легендарного Willys MB Дедушка Jeep. Копаемся в истории легендарного Willys MB

Вспоминаем историю главного внедорожника Великой Отечественной войны

РБК
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
Начать кризис с запасом в $1,7 млрд, но почти разориться через месяц: почему бренд Gap может не пережить пандемию Начать кризис с запасом в $1,7 млрд, но почти разориться через месяц: почему бренд Gap может не пережить пандемию

Магазины простаивают, в онлайне тоже не покупают, компания не платит за аренду

VC.RU
Порно и мороженое Порно и мороженое

Глобализация провалилась, и с этим трудно спорить

4x4 Club
Режиссер Тайка Вайтити — о карантине, юморе и Гитлере Режиссер Тайка Вайтити — о карантине, юморе и Гитлере

Тайка Вайтити — о том, как относится к кино и клоунам в современной политике

РБК
Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное

Про самый российский автомобиль французского бренда Renault

4x4 Club
8 фильмов о странных и даже пугающих соседях 8 фильмов о странных и даже пугающих соседях

Порой соседи бывают настоящими монстрами – к счастью, только в кино

GQ
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Электрон в атоме гелия заменили на пион Электрон в атоме гелия заменили на пион

Физики впервые экспериментально подтвердили экзотический метастабильный атом

N+1
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
Пятиминутный путеводитель по гастрономическим войнам Пятиминутный путеводитель по гастрономическим войнам

Почему обычные рецепты могут перссорить народы?

Esquire
Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия

Иосиф II так спешил разбить османов, что в итоге разбил свою собственную армию

Дилетант
В России впервые синтезировали тонкую пленку из хлорида натрия В России впервые синтезировали тонкую пленку из хлорида натрия

Ученые подтвердили возможность существования тонкой пленки хлорида натрия

Популярная механика
Надежный кроссовер до миллиона. 40 вариантов покупки Надежный кроссовер до миллиона. 40 вариантов покупки

Подбираем кроссовер до миллиона на вторичке

РБК
Каково это — быть искусствоведом: отрывок из книги Елены Муриной «Об искусстве и искусствознании» Каково это — быть искусствоведом: отрывок из книги Елены Муриной «Об искусстве и искусствознании»

Фрагмент книги Елены Муриной о том, как она решила стать искусствоведом

Esquire
Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия

Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия

Playboy
19 обывательских вопросов о стендапе: отвечают стендап-паблики «ВКонтакте» 19 обывательских вопросов о стендапе: отвечают стендап-паблики «ВКонтакте»

Что такое стендап? Есть ли в России звезды этого жанра комедии?

Esquire
По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее По сравнению со «сверстниками» Солнце оказалось намного слабее

Исследования показывают, что мы не так уж и хорошо знаем нашу собственную звезду

Популярная механика
10 сериалов, навсегда изменивших телевидение 10 сериалов, навсегда изменивших телевидение

Десяток классических сериалов, не будь которых, тебе бы пришлось смотреть ерунду

Maxim
Сценарии возвратившегося времени Сценарии возвратившегося времени

Максим Семеляк о фильмах Нусинова и Лунгина как зеркале сегодняшней жизни

Weekend
Как пережить развод с женой: 16 советов психолога, которые тебе помогут Как пережить развод с женой: 16 советов психолога, которые тебе помогут

Пережить расставание с любимым человеком нелегко

Playboy
Перовскитные солнечные батареи выдержали 1800 часов термического стресса Перовскитные солнечные батареи выдержали 1800 часов термического стресса

Защитное покрытие может повысить термическую стабильность солнечного элемента

N+1
20 лучших ролей Брэда Питта (в порядке возрастания восторга) 20 лучших ролей Брэда Питта (в порядке возрастания восторга)

Даже неудачные роли Питта язык не поворачивается назвать неудачными

Esquire
Кто может, пусть сделает лучше Кто может, пусть сделает лучше

20 лет назад в Москве состоялась премьера «Гладиатора»

OK!
Выхода нет: 4 самые неприступные тюрьмы мира Выхода нет: 4 самые неприступные тюрьмы мира

Тюрьмы супермаксимальной безопасности, из которых невозможно сбежать

Maxim
Открыть в приложении