Коворкинг, фотошоп и прототип экосистемы Apple: 10 главных советских дизайн-решений, которые изменили (или могли бы изменить) будущее
От концепции «перспективного такси» и универсальной одежды до аналога «умных часов» и Google Glass — «Правила жизни» совместно с приглашенным экспертом международного конкурса Lexus Design Award и директором Московского Музея Дизайна Александрой Саньковой рассказывает, что занимало лучшие умы прошлого столетия.
1Белый сервиз Малевича
Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.
После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.
Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.
Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.
2Фотомонтаж
После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности – фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.
Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.
"Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции", — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.
Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.
3«Рабочий клуб» Родченко
Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.
Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т.д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.
Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто "трансформироваться" в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).
За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.