Большая перемена
Уроки литературы» режиссера Феликса Михайлова — это уникальный литературно-медийный проект, в основе которого работа с поэтическим текстом в традициях русской театральной школы. Молодые, популярные, талантливые актеры Агния Кузнецова, Егор Корешков, Сабина Ахмедова, Андрей Удалов-Миронов и Катерина Шпица с помощью поэзии и современных технологий вступают в диалог со своими старшими коллегами. Как это происходит, можно будет услышать 28 марта со сцены «Ленинград Центра» в Санкт-Петербурге, а в июне — в Москве
Феликс, сейчас многие возрождают жанр поэтических вечеров. Как давно зародился ваш проект? Идея наверняка принадлежала вам.
Сейчас подобные проекты действительно стали модными, мы же начали делать нечто подобное еще лет восемь назад. Для этого было несколько причин. Первая: у одного из моих знакомых оказалась раритетная запись радиопостановки 60-х годов, в которой Фаина Раневская озвучивала текст от автора и женские персонажи, а мужские записаны не были. И мы обсуждали идею, как совместить эту запись Раневской и актера из молодого поколения, который стал бы ее партнером через десятилетия. Второй причиной была подготовка к 100-летию Сергея Михалкова. Это был вечер в Большом театре, и мне нужно было найти молодых актеров, которые прочитали бы его стихи. Мне было важно показать, что, помимо «Дяди Стёпы» и других детских стихов, которые все знают, у Сергея Владимировича есть потрясающие строки о войне и любовная лирика, которую он посвятил своей жене. Это было очень красиво, это было очень тонко, и мы мало что про это знаем... К своему удивлению, в тот момент я столкнулся с тем, что молодое поколение катастрофически боится читать стихи.
Актеры боялись читать стихи со сцены? Разве этому не учат в театральных вузах?
Одно дело — учат. Другое — внутренняя потребность актеров читать поэтический текст для зрителя. Конечно, в конце концов герои нашлись. Именно тогда укрепилась идея выпустить видеоантологию, чтобы сохранить умение читать стихи старшим поколением наших актеров — нашу русскую чтецкую школу. Осенью 2010 года мы с друзьями раздобыли деньги, арендовали павильон на «Мосфильме». Откликнулись Алла Демидова, Василий Лановой, Вера Васильева, Евгения Симонова и тогда еще живые Михаил Козаков и Александр Лазарев старший… Они приходили и читали на камеру. Мы старались снимать одним планом, без дублей. Отсняли первую историю, но тут кончились деньги и как-то эта идея подвисла, пока мы не встретились с Агнией Кузнецовой и Светой Устиновой, у которых был свой вечер, построенный на стихах Ахматовой и Цветаевой. Я показал им то, что есть у меня, и мы решили объединить наши идеи, создав такой вот микс из записанного мною видеоряда с мэтрами, читающими классику, и молодым поколением, отвечающим им со сцены. Чтобы зритель мог сравнить: вот Демидова читает Ахматову, а вот Ахматову читает Кузнецова; вот Маяковского читает Лазарев-старший, а вот — Саша Петров, который свои первые пробы чтения Маяковского делал как раз с нами.