«Я очень печальный человек»
Китаянка Ян Гэ приехала в Россию без денег, без бэкграунда и четкой стратегии и за 10 лет сделала столько, сколько не смог бы никто. На ее счету множество ролей в театре и кино, участие в шоу «Голос», два музыкальных диска, два собственных фильма и одно разбитое сердце. Мы спросили у нее, как она всё это совмещает
Гэ, ты не только прекрасно по-русски говоришь, ты на русском пишешь песни, снимаешь, думаешь. В общем, разрушаешь миф о загадочной русской душе. Что ты слышала о России до того, как 10 лет назад сюда приехала?
Что тут все бухают — так и есть. Проверено. (Смеется.) Что медведи ходят по улицам — это неправда. Я никогда в жизни не думала, что могу попасть в Россию, и не обращала на эту страну особого внимания. Ее не было в моих планах. Всё вышло случайно. Помню из уроков географии — это мой любимый предмет — в России находится много всего «самого-самого-самого». Это самая большая страна. Самая холодная точка на Земле находится не на Северном или Южном полюсе, а в России — в Оймяконе. Там температура опускается до –70 °С. Самое глубокое озеро — Байкал. И в России больше всего наций. На территории Китая проживает 56 национальностей, а в России — 137.
Ничего себе память! А приехала ты сюда зачем?
Я приехала в Тулу учиться на переводчика. Мне купили самый большой чемодан, какой был в магазине (я легко могла бы в нем уместиться), и положили туда очень много вещей. Большинство бесполезных. Например, подштанники.
Очевидно, тебя собирали в Оймякон.
Конкретно. Я в России ни разу не надевала подштанники, максимум колготки. А в Пекине зимой на улице — 10–12 °С, но в комнате очень холодно. Там никогда не бывает как в России. Здесь, если ты замерз, в любое заведение заходишь — и сразу же тепло. В Китае везде холодно, и, если ты без подштанников, ты там просто умрешь.
И вот ты с чемоданом теплых вещей приехала в Тулу. Что ты там увидела?
Была в шоке. Девятиэтажное общежитие, в котором мы жили, было одним из самых высоких зданий в городе. Стройка напротив шла десять лет и идет до сих пор.
В Китае так не бывает?
Нет. Даже в Москве, когда я жила на серой ветке, выход из метро монтировали год. В Китае на это уйдет три дня. Здание месяц строится. В России, строишь ты или чем-то еще занимаешься, у тебя выходные. Понедельник сразу после выходных, это тоже тяжело. Пятница уже не считается, потому что скоро выходной. (Смеется.) Получается, работаешь два-три дня в неделю.
Тебя это бесит?
Если рабочий процесс, то прямо бесит. Правда. Если продакшеном занимаются русские, всё, пипец. Когда мы договариваемся о чем-то с моей подругой — сценаристом из Литвы, мы говорим: сколько? Два дня? Хорошо. Это значит, что через два дня мы точно отдадим то, что вы просили. Стопудово. У русских вовремя ничего не готово. Люди привыкли, что всё можно потом, а я так не могу. Это единственное, что раздражает. Хотя среди моих знакомых русских людей таких, которые тянут, немного. Мой оператор и монтажер работают как китайцы или европейцы.
Где ты таких нашла?
Я считаю, люди притягивают себе подобных. Слышала о Human Design? Все люди делятся на четыре группы: Манифесторы, Генераторы, Проекторы и Рефлекторы. Я Манифестор. Это такой человек, который собирает вокруг себя людей и руководит ими. И самое интересное, что мои близкие друзья — все Генераторы, те, кто делает. А я придумываю идею, но сама ничего не могу. (Смеется.) Это идеальная команда.
Ну хоть кем-то ты довольна!
Я всегда довольна. Вот сижу тут с тобой, ем — и уже довольна. Уже есть ощущение праздника. С 6 августа сегодня первый день, когда я отдыхаю.
И как ты проведешь свой выходной?
После этого будет еще одно интервью, а потом я поеду на ужин с русской семьей. Во время учебы во ВГИКе я два года жила в семье своей однокурсницы и лучшей подруги Даши. Мы до сих пор дружим. Они всей семьей были у нас в Китае.
Гэша, теперь давай о работе. Очень скоро на телеканале ТНТ выходит романтическая комедия с твоим участием — «На край света». А твой фильм «Ню» получил специальный приз на ММКФ и попал в рекомендательный список за 2018 год Экспертного совета Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Когда мы увидим его?
Думаю, я выпущу «Ню» на экраны через пять лет.
Не быстро.
Я считаю, у творчества, как у человека, есть своя судьба. Этот фильм для меня как ребенок, и он проходит свой путь. Я хотела его показать, но не получилось — не было продюсера. Значит, такая его судьба. Зритель увидит его потом. Если я сделала всё, что смогла, и результат от меня не зависит, я отпускаю. Я очень ненавязчивый человек.
Ты сейчас сказала «этот фильм для меня как ребенок». В Китае отношение к детям такое же, как в России?