Живи и вспомни
В канун столетия БДТ сыграл премьеру «Аустерлица» Винфрида Георга Зебальда — первую в России постановку актуального европейского романа начала XXI века. Спектакль Евгении Сафоновой показался обозревателю «Огонька» важной вехой отечественного театрального процесса последних лет
Так уж исторически сложилось, что нынешний российский театр почти не интересуется современной литературой: у нас и Сорокина с Улицкой ставят не так чтобы очень часто, а о западной прозе и вовсе говорить не приходится. Как бы взахлеб мы ни читали какого-нибудь «Щегла» Донны Тартт или «Карту и территорию» Мишеля Уэльбека, этих книг для отечественных подмостков не существует: несколько режиссерских поколений умудрились обойти вниманием абсолютное большинство бестселлеров, переведенных на русский язык за последние 10–15 лет. Дело тут, конечно, не только во внутрицеховой замкнутости или герметичности культурного пространства — долго казалось, что перевод большого европейского романа на язык сцены с помощью имеющихся в арсенале постсоветского театра инструментов попросту невозможен. Успешно опровергая этот тезис, первая в России постановка Винфрида Георга Зебальда выглядит событием вполне этапным: один из ведущих режиссеров поколения 30-летних Евгения Сафонова нашла для его модернистской прозы на редкость точный сценический эквивалент.
Сын солдата вермахта, Зебальд узнал о холокосте не дома, а в школе, чтобы впоследствии посвятить писательскую карьеру исследованию трагедии послевоенной Европы, сохраняя память о катастрофе, преодолевая недоговоренности и забвение. В его последнем (2001) романе историк архитектуры Жак Аустерлиц рассказывает безымянному конфиденту о перипетиях своей судьбы: как он рос в приемной семье священника в Уэльсе, как перед выпуском из гимназии узнал, что имя, на которое он привык откликаться, ему на самом деле не принадлежит. Внук еврея из Санкт-Петербурга и сын чешской певицы, погибшей в нацистских застенках, Аустерлиц был вывезен в Англию в рамках спецоперации «Киндертранспорт». Для того чтобы пересобрать себя заново, вспомнив все, протагонисту приходится совершить путешествие в прошлое, где частное и коллективное, точь-в-точь как в биографии самого Зебальда, неразрывно перемешаны друг с другом. По привычке выступая одновременно в трех амплуа — как режиссер, художник и автор инсценировки,— Евгения Сафонова воспроизвела в спектакле БДТ ключевую конструктивную особенность романа: историческая память — одновременно и главный герой, и место действия «Аустерлица».