Живи и вспомни
В канун столетия БДТ сыграл премьеру «Аустерлица» Винфрида Георга Зебальда — первую в России постановку актуального европейского романа начала XXI века. Спектакль Евгении Сафоновой показался обозревателю «Огонька» важной вехой отечественного театрального процесса последних лет
![](https://cs.kiozk.ru/content/k1j/vtt/0u5/udol1p0cobbe5yoayhwl8rx/art/50511/m7kjc0lu.jpg?v=1&temp_url_sig=JEM-99FLmWzjlyGsLuLtsA&temp_url_expires=1739014606)
Так уж исторически сложилось, что нынешний российский театр почти не интересуется современной литературой: у нас и Сорокина с Улицкой ставят не так чтобы очень часто, а о западной прозе и вовсе говорить не приходится. Как бы взахлеб мы ни читали какого-нибудь «Щегла» Донны Тартт или «Карту и территорию» Мишеля Уэльбека, этих книг для отечественных подмостков не существует: несколько режиссерских поколений умудрились обойти вниманием абсолютное большинство бестселлеров, переведенных на русский язык за последние 10–15 лет. Дело тут, конечно, не только во внутрицеховой замкнутости или герметичности культурного пространства — долго казалось, что перевод большого европейского романа на язык сцены с помощью имеющихся в арсенале постсоветского театра инструментов попросту невозможен. Успешно опровергая этот тезис, первая в России постановка Винфрида Георга Зебальда выглядит событием вполне этапным: один из ведущих режиссеров поколения 30-летних Евгения Сафонова нашла для его модернистской прозы на редкость точный сценический эквивалент.
Сын солдата вермахта, Зебальд узнал о холокосте не дома, а в школе, чтобы впоследствии посвятить писательскую карьеру исследованию трагедии послевоенной Европы, сохраняя память о катастрофе, преодолевая недоговоренности и забвение. В его последнем (2001) романе историк архитектуры Жак Аустерлиц рассказывает безымянному конфиденту о перипетиях своей судьбы: как он рос в приемной семье священника в Уэльсе, как перед выпуском из гимназии узнал, что имя, на которое он привык откликаться, ему на самом деле не принадлежит. Внук еврея из Санкт-Петербурга и сын чешской певицы, погибшей в нацистских застенках, Аустерлиц был вывезен в Англию в рамках спецоперации «Киндертранспорт». Для того чтобы пересобрать себя заново, вспомнив все, протагонисту приходится совершить путешествие в прошлое, где частное и коллективное, точь-в-точь как в биографии самого Зебальда, неразрывно перемешаны друг с другом. По привычке выступая одновременно в трех амплуа — как режиссер, художник и автор инсценировки,— Евгения Сафонова воспроизвела в спектакле БДТ ключевую конструктивную особенность романа: историческая память — одновременно и главный герой, и место действия «Аустерлица».