«Выкручиваемся как можем»
На недавнем госсовете президент критиковал экономический блок правительства за недостаточное внимание к проблеме наполнения региональных бюджетов, а накануне в ГД спешно оформляли законопроект о передаче штрафов и акцизов в казну регионов. Насколько тревожно финансовое состояние территорий, «Огонек» выяснял у Александра Дерюгина из лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС.
Штрафы и акцизы, судя по всему, теперь уж точно пойдут в казну регионов. Это выручит?
— Прибавка будет, но небольшая — 6,6 млрд рублей на всех. Напомню, размер консолидированного бюджета субъектов Федерации (все региональные и муниципальные бюджеты) — 10 трлн рублей. Так что увеличение — на сотые доли процента. Привычная схема, при которой солидная часть налогов, наоборот, из регионов уходит в федеральный бюджет, не меняется. Сейчас, правда, власти хотят полностью реализовать принцип: кто выписывает штраф, тот и получает деньги. Это справедливо, но общую картину не изменит.
— А ее надо менять?
— Судите сами. Имеется поставленная Центром задача: изыскать 8 трлн рублей на реализацию нового майского указа президента и половину должны выложить регионы. А у них таких денег нет. Если не планируется радикальных перемен в действующей финансовой системе, остается «изыскивать резервы» и собирать искомую сумму по крохам — это и делается. Помимо акцизов и штрафов готовятся поправки в бюджетное законодательство, но они несущественные. И даже все вместе из рассматриваемых сегодня предложений состояние региональных финансов заметно улучшить не может.
— А как можно это состояние охарактеризовать?
— Не лучшее. По сравнению с 2007 годом доходы регионов снизились. В 2007 году они составляли 13,5 процента ВВП (в сопоставимых ценах), в 2016-м — 11,5, в 2017-м — 11,7. То есть за последний год они чуть подросли, но все равно примерно на 2 процента ниже, чем было раньше. Сейчас темпы роста доходов регионов выше инфляции, но ситуация может развернуться — при нынешнем состоянии экономики доходы будут снижаться.
— Почему они так непостоянны?
— Основные поступления в казну регионов — это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), его доля в консолидированном бюджете 30 процентов, и налог на прибыль организаций — 23 процента (есть и другие налоги, но их объемы меньше). НДФЛ — более стабильный налог, в основном его платят работодатели за своих сотрудников. А вот налог на прибыль постоянно переживает метаморфозы. До 2012 года он распределялся между регионами неравномерно (скажем, завод работал в Красноярске, а зарегистрирован был в Москве и налоги платил тоже в Москве). Кроме того, была проблема так называемого трансфертного ценообразования. Например, одно предприятие поставляет комплектующие другому, но оформляет свои поставки не по рыночной цене, а с большим занижением. Прибыль получалась нулевая или даже убыток. Соответственно налог предприятие не платит. Следующее предприятие тоже занижает цену на свою продукцию, если поставляет ее, например, головной продающей или экспортирующей организации, так что и у него прибыли тоже нет. Не оказывается ее в итоге (или оказывается очень мало) и