Все за одно
На прошедших выборах власть отработала новые технологии мобилизации населения. «Огонек» оценил их потенциал
Говорить, что после мартовских выборов для страны началась новая политическая реальность, сложно: все-таки реальность эта нам уже знакома и 18 лет как дана в ощущениях. Однако политконсультанты, которые на минувших выходных провели свой пятый конгресс, делали именно такие заявления, поясняя, что изнутри их опыта вид на российскую политику во многом изменился — расширились горизонты. Суть этого расширения: там, где мобилизовать население можно было прежде только с помощью грубых инструментов (идеологической накачки или административного ресурса), появились smart-решения, технократичные и цифровые (как теперь модно) в своей основе. А сами выборы стали общероссийским «полем» для обкатки новых способов работы с гражданами, создания системы «тотального информирования» и «полного госвключения» в масштабах всей страны.
Образцово-показательные проценты явки, учитывая такую оптику, могут быть ценны Кремлю не только сами по себе, но и как четкий сигнал о том, что «мобилизационный комплекс» работает и найдены способы включить население в «игру»: будь то выборы или любой другой значимый проект. Параллельно с тем, как усложняется и атомизируется «путинское большинство» (см. «Огонек» № 10), усложняются и способы работы с ним, что на политтехнологическом языке означает увеличение запаса прочности системы. Этому итогу выборов, судя по всему, еще придется оказаться в центре экспертного обсуждения — уже после того, как электоральная волна схлынет и контуры «новой реальности» будут проступать все отчетливее.
Тотальное информирование
Курс на «тотальное информирование» был взят еще год назад как основная предвыборная стратегия повышения явки: о том, что и как будет происходить 18 марта, требовалось рассказать каждому жителю страны — и это удалось, причем с опережением. Если на думских выборах 2016 года, согласно соцопросам, за два месяца до «электорального события» каждый третий (а среди молодежи — каждый второй) затруднялся что-то определенное сказать о сути предстоящего голосования, то тут кампания еще не вошла в острую фазу дебатов, а под 90 процентов населения уже знали, что 18 марта — красный день календаря. Нынешний успешно проведенный проект «выборы», по ряду оценок, позволил почти в два раза сократить «время отклика» системы власть — население при трансляции общезначимых идей сверху вниз.
— Что здесь сработало? Во-первых, мы впервые перевели интуитивно понятную историю про «пять касаний» в технологию и следили за ее применением,— рассказывает политтехнолог Григорий Казанков, работавший на этих выборах в нескольких регионах РФ.— Были прописаны — с поправкой на конкретное учреждение/компанию — все пять шагов информирования россиянина о 18 марта: сначала ему скажут нужное слово влиятельные люди в коллективе, потом начальник, потом эсэмэска придет… Все работало в комплексе. Во-вторых, для нас стали проницаемы крупные корпорации: заключенные ЦИКом соглашения с ТПП и РСПП, а также рядом компаний позволили информировать о выборах их сотрудников. И не только информировать, но впервые включить элемент участия в выборах в корпоративную культуру.
Взаимопроницаемость государственной и корпоративной культур достигалась годами их тесного контакта, но стала по-настоящему эффективной с модой на технократию, развернувшую стандарты западного менеджмента (корпоративная культура, kpi, проекты) на достижение политических эффектов. Условно говоря, в рамках новой реальности, чтобы мобилизовать население, больше не нужен Кургинян на площади — Кириенко в кабинете, как оказалось, эффективней.
Система «тотального информирования», вопреки эмоциональным и иррациональным бурям, царящим на телевидении, устроена вполне рационально. Приверженность корпоративной культуре, умение распознать верные тренды — способ продвижения по карьерной лестнице, ресурс премий и поощрений.
— Факт: в эту избирательную кампанию, где могли, административный ресурс попытались заменить системой поощрений и рациональной аргументации,— продолжает Казанков.— Скажем, на предприятиях ВПК большой эффект в добровольном согласии участвовать в выборах возымел простой тезис, озвученный внутри коллектива: если мы хотим от этой власти что-то получить (новые заказы), мы должны ее выбрать, это часть контракта. Народ соглашался.