Возвращение Рафаэля
Римская выставка, посвященная 500-летию смерти божественного Рафаэля — никогда раньше его творчество не было представлено так полно — все-таки открылась во второй раз. К юбилею приурочено и завершение реставрационных работ в залах Рафаэля в Ватикане
Как известно, гений и символ эпохи Возрождения — Рафаэль Санти скоропостижно скончался от неустановленной болезни 6 апреля 1520 года. К полутысячелетнему юбилею затевались грандиозные торжества, но… Все пришлось отменить: мир накрыла волна коронавируса. И сегодня, как и 500 лет назад, художник пострадал от таинственной заразы. Но лишь только в конце вирусного туннеля забрезжил свет, итальянские музеи начали наверстывать упущенное. Приятным сюрпризом оказалось посткарантинное открытие выставки Рафаэля в Квиринальных конюшнях в Риме, если б не эпидемия, в эти дни выставка как раз должна была закрываться. А Ватиканские музеи, чьи реставраторы продолжали трудиться в залах Рафаэля и во время локдауна, сегодня демонстрируют не только их обновленное великолепие, но и обнаруженные там подлинники великого урбинца.
Увидеть Рафаэля и…
Тот, кто успел за те три мартовских дня увидеть выставку «Рафаэль. 1520–1483» в римском выставочном зале «Квиринальские конюшни» (открывшуюся 5 марта экспозицию уже 8 марта закрыли из-за пандемии), не забудут этого впечатления никогда. Над Римом сгущались пришедшие из Ломбардии коронавирусные тучи, уже объявили о закрытии школ, и домашние увещевали: не ходи в толпу! Тем более что масок в Риме было не сыскать днем с огнем. Но как было пропустить событие, обещавшее стать гвоздем сезона?
О том, как сложно будет организовать выставку к 500‑летию кончины великого урбинца, директор галереи Уффици Айке Шмидт и один из основных организаторов выставки, говорил «Огоньку» еще четыре года назад, когда Уффици готовилась к отправке своих шедевров в Москву. А на вопрос, чем отличается нынешняя римская выставка от той московской, директор Уффици ответил так:
— Римская экспозиция совсем другая, мы не следуем, как это было в Москве, выбранной теме (прошедшая в 2016 году в Пушкинском музее выставка «Рафаэль. Поэзия образа» была посвящена переплетениям творчества Рафаэля и русской поэзии.— «О»). Сегодня мы показываем весь жизненный путь художника и особенно его римский период. И это самая крупная и репрезентативная выставка Рафаэля за всю историю, подобную ей вряд ли впредь удастся организовать.
Выстроенная как хронологический перевертыш, экспозиция наносила эмоциональный удар с порога. Первое, что видел посетитель,— реконструкция гробницы Рафаэля в Пантеоне в натуральную величину, но не той, что там сейчас, а первоначальной. «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть»,— начертано на надгробной эпитафии.
Спустя 500 лет, 6 апреля 2020 года, в разгар бушевавшей в Италии эпидемии, в Пантеон смог прийти только министр культурного наследия и туризма Дарио Франческини. Он положил к ее подножью букетик полевых цветов и записочки с утверждением, что «все будет хорошо». Такими заклинаниями итальянцы подбадривали себя в самые тяжелые дни локдауна.
Заполучить в Рим 200 ценнейших экспонатов из ведущих мировых сокровищниц и частных коллекций было чрезвычайно сложно. Например, залогом сговорчивости Лувра, как можно понять из различных пресс-релизов Министерства культурного достояния Италии, была (не обошедшаяся без полемики) щедрость итальянских музеев, предоставивших экспонаты на прошлогоднюю выставку Леонардо в Париже. В последнее время музеи весьма ревниво относятся к перемещениям своих сокровищ даже внутри страны. И ради того, чтобы отправить из Уффици в Рим шедевр Рафаэля «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси», ставший краеугольным камнем экспозиции, Айке Шмидту пришлось пойти на скандал с ученым советом своего музея.
— Как можно на выставке в Риме не показать папу римского, бывшего заказчиком героя нашей выставки! — повторяет директор «Огоньку» свои аргументы в этом споре. Трудно с ним не согласиться, тем более что Лондонская Национальная галерея предоставила выставке рафаэлевский «Портрет папы Юлия II», другого его ценителя и мецената, назначившего художника «префектом по мрамору и камням Рима». Ему вместе с известным мыслителем Возрождения Бальдассаре Кастильоне (чей прибывший из Лувра портрет кисти Рафаэля висит в том же зале) понтифик поручил то, что мы бы сейчас назвали реновацией Вечного города. Рассказывающие об этом документы, многие из которых демонстрируются впервые, и дополняющие их чертежи, эскизы и рисунки, пожалуй, самая интересная и малоизвестная часть выставки. Хотя, безусловно, радуют глаз и прекрасные портреты — «Донна Велата» (Палатинская галерея, Флоренция), «Форнарина» (Национальная галерея старинного искусства, Рим), «Мадонна д̓Альба» (Национальная галерея искусств, Вашингтона), «Мадонна с розой» (музей Прадо, Мадрид).