Уроки брака
В Совете Федерации предложили ввести в школах уроки «семьеведения». Как оказалось, этот предмет уже преподается и учебники по нему есть.
Сенатор Елена Попова (член комитета по социальной политике) предложила ввести в школах предмет «семьеведение». Цель благая — «обучать общению в семье, правильному разрешению возможных конфликтных ситуаций». «Семьеведение» предлагается изучать и в младшей, и в старшей школе. По словам сенатора, уполномоченные по правам ребенка из разных регионов высказались за введение этого предмета на факультативной основе. И сейчас в аппарате омбудсмена по правам ребенка ждут, что регионы, где уже введены (!) подобные уроки, поделятся опытом и предложениями. Чтобы потом полноценный проект передать в Министерство просвещения.
Государство давно озабочено количеством разводов в стране, демографической ситуацией и пренебрежительным отношением молодежи к семейным ценностям. И уже лет десять активными чиновниками и народными избранниками разного уровня предпринимаются попытки так или иначе привить «правильные ценностные навыки» школьникам. Поток таких инициатив отливается в основном в предложения разнообразить школьную жизнь новыми учебными дисциплинами. Они, как правило, без особых процедур внедряются на факультативной основе (какой с нее спрос) и называются разнообразно: «основы семейной жизни», «этика и психология семейной жизни», «нравственные основы семейной жизни», «мир семьи». По словам председателя научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования профессора Артура Реана, «уроки брака» уже активно практикуются в 38 субъектах федерации (в 9 — на региональном уровне, в остальных — на уровне муниципалитетов либо отдельных школ). Надзорные инстанции не смущает, что утвержденных Министерством просвещения учебников по внедряемым дисциплинам нет, отдельных преподавателей, естественно, тоже. Семейные ценности детям по самодеятельным, по сути, пособиям прививают учителя литературы, истории, биологии.
Пионеры «уроков семейной жизни» — Пензенская область и республика Татарстан. В Татарстане инициатором эксперимента по введению «семьеведения» стала общественная организация «Российская семья». Уже в 2012 году предмет введен в десятых классах некоторых школ как факультатив. Учебник, по которому занимаются дети, составлен руководительницей организации — инициатора ценного начинания Лидией Карцевой (она социолог, преподает в Казанском институте культуры). Ознакомившись с ним, можно узнать, например, что «брак — есть парное отношение, исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей». Женственность учебник определяет как «одну из социальных ролей, выполняемую индивидом в обществе», а женское — как «совокупность морфологических, т. е. анатомических, физиологических, генитальных признаков женского пола».