Спецборт не прилетел, но все состоялось
Пока Светлана Тихановская колесит по Европе в попытках заручиться поддержкой известных политиков на словах, Александр Лукашенко, не покидая Дворца независимости, ищет партнеров, готовых безотлагательно вложиться в расшатанную коронавирусом и двухмесячной бузой белорусскую экономику на деле.
Главным событием минувшей недели в Минске должен был стать VII Форум регионов Белоруссии и России. Причем шуму он наделал еще за пару дней до открытия, когда выяснилось, что делегация российских сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в белорусскую столицу не приедет. Хотя организаторы уверяли, что называется, до последнего: спецборт из Москвы прилетит, несмотря на закрытые границы, пандемию и протестные настроения… Не прилетел. И все стали думать: что это значило?
За кулисами Форумов
В итоге официальную часть двухдневного мероприятия (выступления чиновников по тематическим секциям) перевели в онлайн: участники общались, прильнув к камерам и микрофонам. Президенты записали обращения на видео, хотя обычно присутствуют лично. Но, конечно, самый важный вопрос: потерял ли Форум что-то в практическом плане из-за отсутствия российской делегации в Минске? Едва ли. Риторика выступлений членов Совета Федерации и Совета Республики, экспертов и почетных гостей была примерно той же, что и в предыдущие годы,— наращивать товарооборот, развивать промышленную кооперацию, расширять импортозамещение внутри Союзного государства. И еще: не давать исказить историю общей Победы в Великой Отечественной…
Между тем слухов из-за внезапной смены формата избежать не удалось. Одна из самых популярных в интернете трактовок отказа россиян лететь в Белоруссию связана с инаугурацией Александра Лукашенко. Мол, и Кремль был не в курсе, и российского посла Дмитрия Мезенцева на торжество не позвали. Вот российская сторона обиделась и не поехала. В самом Совете Федерации, впрочем, просили «не искать черную кошку в темной комнате», объяснив перемены в последний момент исключительно «эпидемиологической обстановкой».
Не похоже, что и российский посол как-то особенно переживал по поводу неучастия в инаугурации. Тем более что за день до нее Дмитрий Мезенцев вместе с Александром Лукашенко принимал во Дворце независимости главу Приморского края Олега Кожемяко. А через два дня после церемонии как ни в чем не бывало приехал на встречу белорусского президента с губернаторами Ленинградской и Иркутской областей. Еще через пару дней посол РФ присутствовал на переговорах Александра Григорьевича с губернатором из Омска. Потом Брянска. Наконец, стал почетным гостем на открытии выставки «Белагро-2020», на которую съехались в том числе и российские участники. С таким графиком — не до обид.
Да и саму эту карусель встреч Лукашенко с представителями российских областей следует считать частью Форума регионов. Причем как минимум не менее важной, чем единовременный визит в Белоруссию сотни сенаторов из Москвы. Суть ведь не в формальных рукопожатиях, а в установлении деловых контактов.
В этом плане отношения двух стран в последние десятилетия ощутимо продвинулись от фазы «мы братские народы» до конкретики — установления деловых отношений между регионами.
Казалось бы, больше всего в экономическом плане белорусы должны быть связаны с ближайшими соседями — с Брянском, Псковом, со Смоленском. Но если заглянуть в статистику по товарообороту отдельных регионов РФ с республикой, то картинка получится неожиданная.
В лидерах, конечно, Москва и область, Петербург, действительно Смоленск и Калининград. А дальше вдруг всплывают Тюменская область и Татарстан (неужели эта «дружба» объясняется одноименным нефтепроводом), а еще особые знаки внимания к Белоруссии выказывают в Иркутской области и Приморском крае. Оказывается, объясняется все просто: неочевидные сегодня связующие нити следует искать в общем прошлом, когда в начале ХХ века по столыпинской реформе крестьяне из западных губерний ехали осваивать Сибирь и Дальний Восток. При этом удивительное дело — белорусская диаспора на таком большом расстоянии от родины оказалась мощной, о традициях предков не позабыла, а в наши дни еще и принялась прокладывать экономические мосты. То агрогородок на Сахалине по белорусскому образцу построят, то откроют по всему Иркутску сеть магазинов с молоком и мясом из республики. А на днях заявили, что собираются создавать во Владивостоке мультибрендовый сервисный центр белорусской агротехники, потому что дальневосточные гектары распахивают и боронуют «Беларуси» Минского тракторного завода. И это несмотря на то, что под боком Азия с огромным выбором техники, которая не уступает МТЗ ни по цене, ни по качеству.