Сдержки демократии
На прошлой неделе Верховный суд Британии оказался в центре всеобщего внимания: он объявил незаконной и отменил принятое кабинетом министров и поддержанное королевой решение о приостановлении работы (пророгации) парламента. «Разгон учредилки» в британской версии не состоялся, а ситуация замерла на опасной черте, за которой — политический хаос.
Судьи попытались добиться максимально возможной юридической чистоты, нейтральности при рассмотрении вопроса. Он ставился так: были ли основания для закрытия парламента на пять недель, когда премьер-министр обратился к главе государства — королеве — с «советом» сделать это. И пришли к единогласному выводу — нет, разумных оснований не было, пророгация была незаконной, и «суд считает себя обязанным объявить ее недействительной». В соответствии с вердиктом спикеры (председатели) обеих палат парламента должны вернуться на свои места, возвратить депутатов и лордов и приступить к исполнению своих обязанностей, как будто ничего и не было…
Решение Верховного суда всколыхнуло страну: это была не просто политическая бомба, а революция какая-то. Гадания в СМИ и на экспертном уровне накануне оглашения вердикта сводились к тому, что судьи утопят свои выводы в юридической казуистике, будут пытаться сгладить острые углы и прочее, но они попросту отменили решение премьер-министра! Получается так: высший исполнительный орган власти отменяет высший законодательный орган власти, а высший судебный орган власти затем отменяет решение высшего исполнительного органа. Ничего не скажешь, просто круговорот демократии в природе!
Все против всех
И дебаты возобновились — с новой яростью. Лидер оппозиции Джереми Корбин назвал премьера «непригодным» для должности и потребовал отсрочки «Брексита» и затем всеобщих выборов. Борис Джонсон, срочно вернувшийся в Лондон с сессии Генеральной Ассамблеи ООН, заявил, что он не согласен с заключением судей, а генеральный атторней правительства Джефри Кокс (главный юридический советник) назвал законодательный орган никуда не годным и «мертвым», перефразируя знаменитые слова Кромвеля, когда он в 1653 году явился в парламент с ротой мушкетеров и разогнал его.
Обозреватели не преминули отметить: спустя почти 400 лет в страну снова вернулся если не призрак гражданской войны, то язык тех времен. И по-прежнему совершенно непонятно, как дальше будут развиваться события. Потому что в Великобритании не просто политический кризис, а по факту «двоевластие» — у правительства нет большинства в парламенте, но и парламент в состоянии только блокировать ходы правительства. Верховный суд окончательно лишил правительство доверия. В результате шести поражений Джонсона в шести голосованиях парламент фактически забрал себе власть. Из главного: Борису запретили «жесткий» «Брексит» без договоренности и не дали объявить досрочные выборы. Но при этом отстранить его от премьерства у оппонентов нет «технических» возможностей.