Скрытый доход Трампа: как два небоскреба, в которые он не верил, стали короной его бизнес-империи
Здания 1290 на Шестой авеню в Нью-Йорке и 555 на Калифорния-стрит в Сан-Франциско, на которых даже нет имени президента, стали самой ценной собственностью в портфеле Трампа.
Проходя по Манхэттену, нужно изловчиться, чтобы не встретить на пути что-то связанное с президентом Соединенных Штатов. Над Пятой авеню возвышается бизнес-центр с огромной надписью Trump Tower и вооруженной охраной. А через пару зданий от него располагаются жилые комплексы Trump Parc и Trump Parc East. Также именем президента названы жилой комплекс с гостиницей Trump International Hotel & Tower, жилой комплекс Trump World Tower и кондоминиум с торговым центром Trump Plaza. Помимо всего, у Трампа есть кое-что еще: здание на Шестой авеню, 1290. Это громадный небоскреб, на котором имени президента нет, но который стоит больше всех остальных.
И это не случайно. Дональд Трамп расхваливал свой бренд долгие годы, а однажды даже заявил в интервью Forbes, что репутация торговой марки Trump (причем, без учета материальных активов) стоит $5 млрд. Но то, что когда-то было главным активом (хоть и не тянущим на $5 млрд), теперь стало обузой для бизнеса. Особенно в мегаполисах вроде Нью-Йорка, где президент США сколотил свое состояние.
Первые тревожные звоночки для бренда раздались в бизнес-центреTrump Tower в 2016 году, когда Трамп объявил о начале своей предвыборной кампании и назвал мексиканских иммигрантов «насильниками».
Через несколько недель деловые партнеры, до этого платившие ему отчисления за то, чтобы размещать имя миллиардера на матрасах, футболках и галстуках, начали отдаляться от кандидата. Со временем влияние политики на бизнес-империю Трампа только усилилось. Понизилась стоимость жилья в комплексах под брендом Трампа, все меньше жителей северо-восточных штатов стали бронировать путевки на его курорт в Майами, а арендаторы торговых площадей стали отказываться от дальнейшего сотрудничества. В феврале стало известно, что имя президента Соединенных Штатов уберут с еще двух зданий, — помимо тех, с которых надпись Trump убрали ранее (в Торонто, Панаме и Нью-Йорке). Не увенчались успехом и попытки сыновей Дональда-младшего и Эрика запустить сеть гостиниц среднего ценового сегмента в традиционно республиканских штатах.
Диверсификация активов никогда не бывает лишней. Для Трампа это два главных здания, не носящих его громкого имени и располагающиеся в Нью-Йорке на Шестой авеню, 1290, и в Сан-Франциско на Калифорния стрит, 555. Компания Trump Organization не распоряжается этими зданиями и не выдавала им прав на использование бренда. Управляет недвижимостью публичная риелторская фирма Vornado, которой в обоих случаях принадлежит 70% собственности; остальным же владеет Трамп. Несмотря на участие в бизнесе нынешнего президента, арендаторы контракты не разрывают. Правда, двое из них оказались не осведомлены, что их арендная плата частично идет Дональду Трампу, и узнали об этом от редакции Forbes.
По оценкам Forbes, стоимость других активов, являющихся частью состояния американского президента в размере $3,1 млрд, упала с момента его вступления в должность на $600 млн. Прежде всего, это обусловлено спадом на рынке коммерческой недвижимости и токсичностью самого бренда. В то же время стоимость двух офисных небоскребов, которые не носят имени Трампа, напротив, выросла на $230 млн.
Сегодня здания 1290 на Шестой авеню и 555 на Калифорния-стрит — самая ценная собственность в портфеле Трампа. Всем, кто отказывается признать президента США миллиардером, стоит обратить внимание именно на эти активы, ведь после вычета всех долгов их стоимость оценивается в $900 млн. А это в два раза больше всех активов Трампа, связанных с гольфом, в пять раз больше его бизнеса по выдаче лицензий на бренд, в шесть раз больше курорта Mar-a-Lago во Флориде и в 17 раз больше его доли в гостинице в Вашингтоне, куда снискать расположения президента США приезжают первые лица других государств и лоббисты. Несмотря на пристальное внимание общественности к предприятиям Трампа и его неудачам за рубежом, эти два безымянных здания в Соединенных Штатах оказываются для нынешнего президента самыми важными капиталовложениями. И по иронии, изначально они ему даже не были интересны.