Кредит как симптом
Россияне взяли кредитов в общей сложности на сумму более 17 трлн рублей: кредитная задолженность есть практически у каждого третьего. Психологи говорят о новой зависимости — кредитомании, которая обострилась на фоне стресса во время пандемии.
Мир полон всевозможных удовольствий: новый холодильник, телевизор с большим экраном, смартфон («как у всех знакомых»), стильная шубка к первым заморозкам, а еще хочется поменять машину на более комфортную, сделать ремонт… Самое прекрасное, что теперь для достижения новых целей не надо копить полжизни нужную сумму. Банки с радостью дадут вам в долг, а потом еще и еще…
Этому безудержному желанию иметь все и сразу, бесконечно оформляя кредиты, психологи уже дали название — кредитомания. Специалисты говорят, что это настоящая психологическая зависимость, такая же, как алкоголизм или игромания. Только от чужих денег.
— Кредитоманы — это люди, застрявшие в подростковом возрасте, когда у человека много желаний, которые хочется немедленно реализовать, а ответственность за это лежит на ком-то другом,— рассказывает «Огоньку» психолог Надежда Носикова, руководитель Института психологического консультирования «Новый век», член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, работающая с созависимостями.— Когда человек покупает мобильник за 60 тысяч рублей при зарплате в 25 тысяч, только из-за того, что такой же купил его сосед,— это выглядит нездорово, потому что приобретение человеку не по карману. А затем ему не хватает средств погасить кредит, и он берет микрозаем…
По словам психолога, кредитоманы берут кредиты не потому, что им не хватает денег на жизненно необходимое и они вынуждены брать в долг. Их цель — мгновенное удовлетворение спонтанного желания обладать той или иной вещью. И вот этот момент обладания дарит необыкновенный всплеск эмоций, расцвечивает жизнь яркими красками, наполняет смыслом. Кажется, что это — решение всех проблем. Покупаешь вожделенную вещь — и уже кажешься себе удачливым, состоявшимся, не замечая, что доходы не соответствуют притязаниям.
Причин такого поведения множество. С одной стороны, многие проблемы действительно идут еще из детства. И чаще всего зависимости формируются у детей либо из авторитарной семьи, где требовалось беспрекословное повиновение родителям. Либо, наоборот, из либеральной, в которой ребенку позволяется все, нет никаких рамок, принципов и устоев. С другой стороны, сегодня бесконтрольное потребление активно культивируется всей массовой культурой. Зачастую мы слышим советы: если у вас плохое настроение, нужно пойти в магазин и что-нибудь купить.
— Шопоголизм стал уже вполне легализованной зависимостью,— говорит Надежда Носикова.— Покупка нового товара благодаря кредитам становится еще более доступной. Магазины и реклама склоняют человека к покупкам, зачастую спонтанным и необдуманным.
Вся индустрия потребления ориентирована на инфантильную часть личности, которая в той или иной степени есть в каждом человеке. Кто-то может ее подавить, помня, что он взрослый. Но у кого-то инфантилизм берет верх. Обычно таким людям свойственна низкая самооценка, желание возвыситься за счет внешних атрибутов, потакание своему «внутреннему ребенку» — хочу сейчас! И безудержный оптимизм на грани беспечности.
Кредитоман верит, что еще чуть-чуть и наступят хорошие времена, которые позволят рассчитаться с долгами. Но полная оторванность от реальности и неумение сказать себе «нет» не позволят этим лучшим временам наступить.
Впрочем, отмечают эксперты, далеко не все кредитные заемщики — кредитоманы. Значительная часть из них не обладают элементарной финансовой грамотностью и не умеют просчитывать свои доходы и расходы.
Портрет должника
К началу этого года россияне взяли кредитов в общей сложности на сумму более 17 трлн рублей. Хотя не только наша страна живет в долг — весь мир. В США общий долг по кредитам перевалил за 13 трлн уже долларов, в Германии, по некоторым данным,— за 200 млрд евро. По данным аналитического центра НАФИ, сегодня практически каждый третий россиянин должен ту или иную сумму по кредиту.
— Кредит — это финансовый инструмент, который позволяет перераспределить доход. Оплатить покупки сегодня в счет доходов, которые будут получены завтра. Сами по себе кредиты не являются каким-то злом,— говорит «Огоньку» старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики Ольга Кузина.— Они помогают решать насущные проблемы, поддерживать уровень жизни, к которому мы привыкли, независимо от колебаний наших доходов. Кредитные инструменты тем более важны, когда речь идет о покупке недвижимости, оплате образования детей. Например, в условиях, когда за окном не очень хорошая финансовая ситуация, образовательный кредит позволяет оплатить ребенку учебу в хорошем университете и после его окончания получить доступ к рабочим местам с более высокой зарплатой.