Предсказания не услышали. Но они — сбылись…
Нынешняя пандемия была спрогнозирована десять лет назад
Трудно поверить, но это факт: нынешний пандемический кризис был детально описан еще 10 лет назад — в мае 2010 года, когда миру были представлены «Сценарии будущего технологий и международного развития», подготовленные Фондом Рокфеллера.
Документ готовился экспертами фонда совместно с одной из ведущих консалтинговых компаний мира, обслуживающей Конгресс США,— Global Business Network. В 54-страничном труде описываются четыре сценария развития мировых событий в ближайшем будущем. Как поясняли авторы, сценарии составлялись вариативно — их наполнение зависит, с одной стороны, от адаптивных возможностей социума быстро приспособиться к возникающим стрессам и проблемам, с другой, — от экономической и политической интеграции стран.
Из четырех описанных 10 лет назад сценариев максимальное совпадение с тем, что мы наблюдаем сегодня, имеют два.
Оба находятся в зоне «слабой адаптивности», но первый («Ограничения») составлен с учетом повышенной межстрановой интеграции, тогда как второй («Хакерская атака») исходит из того, что этот фактор занижен. Хотя авторы доклада ошибаются в мелких деталях, основная канва происходящих теперь событий была предсказана ими поразительно точно в главе «Ограничения», которую мы подробно цитируем. Поскольку отмеченное в этой главе 10 лет назад пугающе уже сбылось, излагаем и дайджест «Хакерской атаки» — для понимания альтернативы…
Из главы «Ограничения» (Lock step)
В 2012 году разразилась пандемия, которую мир ожидал годами. В отличие от вируса H1N1 2009 года этот новый штамм гриппа, происходящий от диких гусей, стал чрезвычайно заразным и смертельным. Даже в самых подготовленных к пандемии странах вирус быстро распространился, затронув почти 20 процентов населения мира и убив 8 млн человек всего за семь месяцев…
Пандемия также оказала смертельное воздействие на экономику: международная мобильность людей и товаров сократилась почти до нуля, что привело к ослаблению таких отраслей, как туризм, и к разрыву глобальных цепочек поставок. Даже внутри стран обычно шумные магазины и офисные здания опустели и оставались таковыми месяцами — без сотрудников и клиентов.
Пандемия охватила планету, хотя непропорционально большое число людей погибло прежде всего в Африке, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке, где вирус распространялся подобно лесному пожару из-за отсутствия официальных протоколов сдерживания.
Но даже в развитых странах остановить распространение вируса стало проблемой. Первоначальная политика Соединенных Штатов, направленная на то, чтобы сначала просто рекомендовать гражданам не летать, оказалась смертельно опасной, поскольку они не следовали рекомендации и ускорили распространение вируса не только в США, но и за их пределами.
Тем не менее нашлись страны, где дела обстояли намного лучше. Речь прежде всего о Китае. Быстрое и жесткое введение строгого карантина для всех граждан, осуществленное китайским правительством, а также почти мгновенное и герметичное закрытие границ спасло миллионы жизней, остановив распространение вируса намного быстрее и раньше, чем в других странах, а после способствовало более быстрому восстановлению страны после пандемии.
Правительство Китая оказалось не единственным, кто пошел на крайние меры для защиты своих граждан от риска заражения. Во время пандемии национальные лидеры во всем мире усилили свои властные полномочия, введя массу ограничений и новых правил — от обязательного ношения лицевых масок до проверки температуры тела на въездах в общественные места, такие, например, как вокзалы и супермаркеты.
Даже после того, как пандемия пошла на спад, такой авторитарный контроль и надзор за гражданами и их деятельностью не смягчился и даже усилился.
Поводом для повсеместного усиления контроля со стороны властей стала защита от грядущих бед и глобальных проблем — от вирусных пандемий и транснационального терроризма до экологических кризисов и растущей нищеты и неравенства.
Сначала такая модель более управляемого мира получила широкое признание и даже одобрение. Граждане охотно отдали часть своего суверенитета и право на неприкосновенность частной жизни ставшим более патерналистским государствам в обмен на большую безопасность и стабильность для себя. Более того, граждане оказались более терпимыми и даже нетерпеливыми по части усиления контроля и надзора, и у национальных лидеров появилось больше возможностей для наведения порядка теми методами и так, как они посчитали это нужным. В развитых странах усиленный надзор принял разные формы: например, биометрические идентификаторы для всех граждан и более жесткое регулирование ключевых отраслей, стабильность которых считалась жизненно важной для национальных интересов. Во многих развитых странах принудительное согласие и одобрение набора новых правил и соглашений медленно, но неуклонно восстанавливало как порядок, так и, что важнее, экономический рост.
Однако в развивающихся странах история оказалась куда более вариативной. Укрепление авторитета власти тут принимало разные формы в различных странах и зависело от возможностей и харизматичности их лидеров. В странах с сильными и вдумчивыми лидерами экономический статус граждан и качество жизни улучшились. В Индии, например, резко улучшилось качество воздуха после 2016 года, когда правительство запретило автомобили с высоким уровнем выбросов. В Гане проведение амбициозных правительственных программ по улучшению базовой инфраструктуры и обеспечению доступности чистой воды для всех жителей привело к резкому снижению заболеваний, вызванных некачественными питьевыми ресурсами. Но в странах, где руководство стремилось исключительно к увеличению собственной власти, а элиты оказались безответственными и использовали имеющиеся возможности и возросшую власть для реализации собственных интересов за счет остальной части граждан, ситуация ухудшилась, а то и вовсе завершилась трагедией.