История жизни Ильи Репина в его картинах

Культура.РФКультура

«Искусство не терпит трафаретов»

История жизни Ильи Репина в его картинах

Автор: Диана Тесленко

0:00 /
1248.84

В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Ильи Репина. Рассказываем о творчестве художника в разные годы — его живописных портретах и графике, всемирно известных исторических и жанровых полотнах. Читайте, почему Репина не сразу приняли в Академию художеств, сколько на самом деле он написал «Бурлаков на Волге» и как работал, когда отказала правая рука.

«Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафаретов»
Илья Репин

Ранние работы

Илья Репин родился в городе Чугуеве в 1844 году. Он с раннего детства любил рисовать, учился в иконописной мастерской и мечтал поступить в Академию художеств. Но с первого раза его туда не приняли — пришлось заниматься в школе у Ивана Крамского и год пробыть вольнослушателем. Спонсировал его учебу в это время коллекционер Федор Прянишников.

Живописец старательно занимался и много работал: обедневшие родители не могли ему помогать. В это время он писал множество портретов и жанровых картин, которые вскоре начали покупать. Для выпускного экзамена Репин создал полотно на заданный сюжет «Воскрешение дочери Иаира». За картину он получил золотую медаль Академии и право на шесть лет пенсионерской поездки за границу.

Однако художник уехал не сразу. До поездки в Европу он путешествовал по Волге, где собирал материал для нового полотна — «Бурлаки». В 1870 году наработки Репина увидел великий князь Владимир Александрович и заказал у художника картину. Позже он расстраивался, что полотно постоянно «путешествовало» по выставкам — даже экспонировалось на Всемирной выставке в Вене в 1873 году — и стена дворцовой биллиардной пустовала.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Впервые бурлаков Репин увидел в окрестностях Петербурга, а «охотиться» за ними ездил на Волгу. Любимым персонажем художника стал рабочий Канин: «Да что все истории и романы перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!.. Я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи». На картине Канин возглавляет артель.

Илья Репин. Портрет В.Е. Репина. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет брата Илья Репин написал в Чугуеве, когда приехал погостить из столицы. Позже Василий Репин тоже переехал в Петербург: он учился музыке у Николая Римского-Корсакова, служил в оркестре Мариинского театра. Вместе с художником путешествовал по Волге. Репин писал про него: «…на Волге, на палубе парохода, он часто уподоблялся Орфею, которого слушали все… Я немало дивился, как скоро мой Вася освоился с заправским инструментом».

Илья Репин. Портрет В.В. Стасова. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С Владимиром Стасовым, известным критиком, Илья Репин познакомился еще в юности. Стасов придерживался новаторских взглядов на преподавание живописи, нередко критиковал Академию в своих статьях. С молодыми художниками, едва встретившись, он начал жарко обсуждать искусство, и эту дискуссию потом вспоминал как «одну из самых ярких и живых сценок того времени».

Илья Репин. Портрет Т.С. Репиной. 1867. Национальная галерея, Прага, Чехия

Мать Ильи Репина, Татьяна Степановна, приучала детей любить искусство: читала им стихи и даже покупала у ростовщиков картины, хотя семья жила бедно. Она даже открыла небольшую школу, в которой занимались маленькие Репины и несколько крестьянских ребятишек вместе с ними.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Репин долго работал над эскизом экзаменационной работы — «переставлял фигуры, изменял их движения и главным образом искал красивых линий, пятна и классических форм в массах». Уйти от традиционного подхода к евангельской теме ему помогло воспоминание о семейной трагедии — ранней смерти его сестры: «Это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Так появилась идея эмоционального полотна с ярко освещенными главными персонажами, и родственниками, которые замерли в полумраке заднего плана.

Пенсионерство: Италия и Франция

В 1873 году Илья Репин — уже с женой и дочерью — уехал в Европу. Он изучал классическое и современное искусство Италии и Франции. Дольше всего художник жил в Париже. Из французской столицы он писал Владимиру Стасову: «…никогда еще не посещало меня такое множество всевозможных сюжетов: так и лезут в голову, спать не дают». Репин писал окрестности Парижа, портреты местных жителей и даже создал полотно по сказке «Садко».

Илья Репин. Парижское кафе. 1874–1875. Частное собрание

Репин был приверженцем реализма и чаще создавал полотна на социальные темы. А картина «Парижское кафе», с ее атмосферой праздности и кокетства, была совершенно нетипичной для художника. Российские критики осудили его за «ничтожный сюжет» и изображение «уличных кокодес». А сам Репин писал, что его полотно «изображает главные типы Парижа в самом типичном месте».

Илья Репин. Садко. 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полотно со сказочным сюжетом — Садко на дне морском выбирает себе невесту — помогал Илье Репину создавать Владимир Стасов. Он прислал художнику рисунки рыб, подводных растений и книгу о костюмах разных эпох. Главного персонажа Репин писал с Виктора Васнецова, который в то время был в Париже. А наброски морского царства — загадочного, красочного, пронизанного солнечными лучами — создавал в парижском океанариуме.

Илья Репин. Украинка. 1875. Частное собрание

В годы пенсионерства Репина в Европе и России развивалась этнография: многие ученые отправлялись в экспедиции и привозили интересные материалы, которые вскоре «проникали» и в искусство. В творчестве Репина появились образы Малороссии, где он родился. Картину «Украинка» он позже продал своему чугуевскому учителю В. Гейцыгу.

Илья Репин. Негритянка. Конец 1875 — начало 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Декоративный портрет отличался от более сдержанных ранних работ Репина. Художник тщательно выписал детали, которые дополняли экзотическую красоту героини: массивные украшения и растительный орнамент на шароварах, изящный кувшин и сложной работы кальян, изысканный ковер и золотистые восточные туфли. Художественный критик Аполлон Матушинский отмечал: «Вещь эта написана прекрасно во всех отношениях».

Илья Репин. Дорога на Монмартр в Париже. 1875–1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На Монмартре — тогда это был пригород французской столицы — Репины сняли квартиру и мастерскую. Из-за невысокой арендной платы здесь жили многие художники — не только пенсионеры, но и сами французы. Репин писал улочки знаменитого холма и его жителей: «Наша Rue Veron полна ребятишек, девчонок, блузников, лавочников, ослов; крику, грохоту — на весь Monmartre».

Чугуев

В 1876 году Репины вернулись в Россию и уехали в Чугуев. Художник делал там множество набросков — на ярмарках и в трактирах, на свадьбах и базарах.

«Что это за прелесть, что это за восторг!!! Описать этого я не в состоянии, но чего только я не наслушался, а главное, не навидался».
Илья Репин, художник

Живописец привез оттуда портреты местных жителей — яркие, сложные, которые демонстрировали противоречивые характеры персонажей. Владимир Стасов писал: «…поглядишь на «Дурной глаз», на «Робкого» и, может быть, всего более на этого «Протодиакона». Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника… кисть не ходила, а прыгала тигровыми скачками по полотну».

Илья Репин. Протодиакон. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Чугуеве Репин написал протодиакона Ивана Уланова — грозного священника с покрасневшим то ли от вина, то ли от гнева лицом. Позже этот образ стал центральным в картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» — одном из полотен, на которых Репин демонстрировал острые социальные различия. Художник говорил о портрете: «…экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну иоту не полагается ничего духовного». Сюжет картины посчитали слишком злободневным: в Петербурге ее экспонировали, но для Всемирной выставки в Париже не утвердили.

Илья Репин. Мужичок из робких. 1877. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

«Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством, и вас обдаст холодом и страхом: попадись ему где-нибудь в непоказанном уголке, где ничьей помощи не дождешься, и тут узнаешь, какой он такой «робкий». Пощады и жалости от него не надейся, он хладнокровно зарежет или пристукнет кистенем по макушке, — может быть, у него уже десяток загубленных душ на совести. Но как чудесно схвачен этот тип, какою могучею, здоровою и правдивою кистью он передан!» (Владимир Стасов).

Илья Репин. Мужик с дурным глазом. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На полотне изображен муж крестной матери Репина — Иван Радов. Художник писал, что у старика плохая репутация: «Что еще страшнее (может, это случайность), но я сам два раза испытал силу его дурного глаза». Портрет выставлялся на 6-й выставке передвижников, а позже его отправили на Всемирную выставку в Париж.

Абрамцевский кружок

В 1877 году Илья Репин переехал в Москву. Здесь он участвовал в передвижной выставке и сблизился с членами Абрамцевского кружка — писателями и художниками, которые гостили и работали летом в усадьбе Саввы Мамонтова. Они собирались вечерами вместе, пели, читали вслух, ставили домашние спектакли. Репин делал множество набросков: «Вблизи есть деревни, где крестьяне, начиная с ребят и кончая стариками и старухами, не дичатся меня и позируют охотно». Также он писал портреты своей жены, детей, хозяев и гостей Абрамцево.

«Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану»

Первый карандашный набросок к известному полотну появился в Абрамцеве в 1878 году. Тогда историк Николай Костомаров, который гостил у Мамонтовых, прочитал один из вариантов письма запорожских казаков турецкому султану (оригинал рукописи не сохранился). Дерзкий ответ с обилием ругательств и остроумных прозвищ настолько понравился Репину, что он тут же решил писать картину на этот сюжет. Но работа над ней растянулась: художник ездил на Украину, осматривал старинные укрепления Запорожской Сечи, создал около 40 этюдов и множество набросков.

«Я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться — веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда!»
Илья Репин, из письма Владимиру Стасову

Позже Репин еще два раза отправлялся за материалом для картины — на юг России, где изучал книги, исторические документы, старинное оружие, казацкую одежду и трубки. Когда художник дописал «Запорожцев», у него от нагрузки начались проблемы с правой рукой. Репин научился писать левой и даже изготовил специальную палитру, которая крепилась к поясу.

Портретная галерея Ильи Репина

Репин начал писать портреты еще в детстве: за всю жизнь он создал их около двух тысяч. За два-три сеанса позирования он делал очень подробный эскиз, а потом прорабатывал детали. Художник тщательно продумывал нюансы: всё на полотне должно было соотноситься с персонажем и подчеркивать его образ.

«Мой портрет он написал вначале на фоне золотисто-желтого шелка, и, помню, художники, в том числе некий бельгийский живописец, посетивший в ту пору «Пенаты», восхищались этим шелком чрезвычайно. Бельгиец говорил, что во всей Европе не знает мастера, который мог бы написать такой шелк.
— Это подлинный Ван-Дейк, — повторял он. Но когда через несколько дней я пришел в мастерскую к Репина вновь позировать для этого портрета, от Ван-Дейка ничего не осталось.
— Я попритушил этот шелк, — сказал Репин, — потому что к вашему характеру он не подходит. Характер у вас не шелковый».
Корней Чуковский, из книги «Илья Репин»

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Первые наброски к картине Репин создал в 1881-м, но работать над ней начал только спустя три года. Как и для других крупных исторических полотен, живописец долго собирал материал и искал натуры для персонажей. Грозного он писал с нескольких человек: художника Григория Мясоедова, композитора Павла Бларамберга, рыночного чернорабочего и старика из Царского Села. А его сына — с писателя Всеволода Гаршина и художника Владимира Менка. Репин сам создавал реквизит для полотна: шил костюмы и расписывал сапожки царевича.

Эмоциональное полотно на негласно запрещенную тему — цареубийство — экспонировали на 13-й выставке передвижников. Вскоре его купил Павел Третьяков, но вешать картину на всеобщее обозрение ему запретили. Три месяца «Иван Грозный» провисел в закрытой комнате, и лишь потом было позволено его демонстрировать.

Народническая серия картин

Сам Илья Репин не состоял в революционных обществах, но тема новой власти, острая и популярная в конце XIX века, отражалась в его полотнах. Первый рисунок — набросок с казни Дмитрия Каракозова, стрелявшего в царя, — появился еще в 1866-м, когда Репин был студентом Академии художеств. А большие полотна, посвященные революционерам, Илья Репин создавал в основном в 1880-х годах. Многих героев художник не раз переписывал, более тщательно прорабатывая характеры: например, персонаж с картины «Не ждали» изначально был другим: уверенным, спокойным, с чувством собственного достоинства. Некоторым картинам в 1936 году на персональной выставке Ильи Репина — уже после смерти художника — изменили название. Например, полотно «Перед исповедью» стало «Отказом от исповеди», а работа «При свете лампы» — «Сходкой». Так советские власти подчеркивали революционный характер картин.

Дружба со Львом Толстым

Илья Репин и Лев Толстой изначально познакомились заочно — благодаря их общему другу Владимиру Стасову. Толстой стал бывать в мастерской художника, Репин — гостить в Ясной Поляне. Они часто гуляли и беседовали. Художник писал, что его туда тянет по закону «тяготения малых тел к большим». Уже в первую поездку в родовое гнездо Толстых он создал множество набросков к будущим портретам и сюжетным полотнам. Илья Репин изображал писателя в самых разных ситуациях: за работой, за роялем, во время чаепитий и отдыха на природе.

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа, — все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами… все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».
Илья Репин, художник

«Пенаты»

В 1899 году Репин переехал в поселок Куокалла. Свою усадьбу художник называл «Пенаты» — в честь римских богов домашнего очага. Он прожил здесь долгие годы, каждую среду принимая множество гостей. Как вспоминал друг семьи Корней Чуковский: «Могли приезжать и князья, и рабочие, и миллионеры, и нищие. <…> И часто бывало, что рядом с Репиным сидел землекоп-белорус, а вдали — какой-нибудь знаменитый ученый». После обеда художник садился в стороне и рисовал гостей. Позже, когда врачи запрещали ему работать, Репин освободил один день — воскресенье. В этот день он ходил по вечерам к Чуковскому, а тот прятал кисти и карандаши. А потом собирал и хранил рисунки, которые художник создал окурками и чернилами.

После 1918 года поселок отошел Финляндии, и Репин остался здесь в одиночестве: многие соседи вернулись на советские территории. Несколько раз художник тоже собирался переехать в СССР, но поездки все время срывались. В 1930 году Ильи Репина не стало: он умер в родных «Пенатах». Тысячи работ русского живописца хранятся сейчас в крупнейших музеях и частных коллекциях России и мира.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства» Вячеслав Дубынин: «В нас конкурируют две программы — безопасности и любопытства»

О разрушении модели мира, неопределенности и извлечении пользы из тревожности

РБК
«Каменная стена» нового президента: что нужно знать о первой леди США Джилл Байден «Каменная стена» нового президента: что нужно знать о первой леди США Джилл Байден

Джилл Байден давняя сторонница общественных реформ и активизма

Forbes
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Шторм на двоих Шторм на двоих

Какой смысл из времени добывают Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич

Огонёк
Цвет настроения Цвет настроения

Универсальный современный интерьер с элементами ар–деко для молодой семьи

SALON-Interior
Снежная королева Снежная королева

Зимой нашей коже требуется особый уход. Тогда она останется нежной и мягкой

Лиза
Измена: как переписать сценарий предков и не повторять их ошибок Измена: как переписать сценарий предков и не повторять их ошибок

Как родительская история может влиять на супружескую измену?

Psychologies
7 картин, приносивших несчастья своим владельцам 7 картин, приносивших несчастья своим владельцам

Обладание этими шедеврами смертельно опасно

Maxim
Как говорил Жванецкий. В память о сатирике — отрывок из книги «Разговор отца с сыном…» Как говорил Жванецкий. В память о сатирике — отрывок из книги «Разговор отца с сыном…»

Отрывок из книги главного сатирика страны Михаила Жванецкого

СНОБ
Психиатрия: что спровоцировало болезнь Кэтрин Зеты-Джонс Психиатрия: что спровоцировало болезнь Кэтрин Зеты-Джонс

Кэтрин Зета-Джонс считает, что ментальных проблем нельзя стыдиться

Cosmopolitan
«Не один дома: Естественная история нашего жилища от бактерий до многоножек, тараканов и пауков» «Не один дома: Естественная история нашего жилища от бактерий до многоножек, тараканов и пауков»

Отрывок из книги об организмах, живущих по соседству с нами в наших домах

N+1
Ему ничего не интересно! Ему ничего не интересно!

Что делать с подростком, который ничем не хочет заниматься

Лиза
Сумка за три миллиона и платье из музея: 8 самых необычных нарядов Ким Кардашьян Сумка за три миллиона и платье из музея: 8 самых необычных нарядов Ким Кардашьян

Актриса и бизнесвумен Ким Кардашьян знает толк в красивых вещах

Cosmopolitan
Тягач и полицейская BMW. Какие автомобили любил Диего Марадона Тягач и полицейская BMW. Какие автомобили любил Диего Марадона

Porsche, огромный тягач и другие автомобили в жизни Диего Марадоны

РБК
Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных Исследование: предприниматели предпочитают нанимать «талантливых от природы», а не целеустремленных и усердных

Работодатели предпочитают нанимать талантливых, а не целеустремленных

Inc.
Этан, метан, азот и Титан Этан, метан, азот и Титан

Титан можно было бы даже сравнить с Землёй, если бы не одно «но»

Наука и жизнь
4 способа стать популярным у женщин, ничего для этого не делая 4 способа стать популярным у женщин, ничего для этого не делая

Рассказываем, как стать востребованным у женщин, не делая для этого усилий

Maxim
Как улучшить качество сна? Как музыка влияет на мозг — и при чем тут искусственный интеллект Как улучшить качество сна? Как музыка влияет на мозг — и при чем тут искусственный интеллект

Музыка, искусственный интеллект и Grimes: как саунд-дизайн помогает лучше спать

Esquire
Хилари Дафф, актриса Хилари Дафф, актриса

История актрисы Хилари Дафф — это повесть о взлетах и падениях

Худеем правильно
В доме с историей В доме с историей

Квартира в историческом «доме Депре», восстановленном по программе реновации

SALON-Interior
Откуда взялась фраза «Как художник художнику» — а вот и не из «12 стульев» Откуда взялась фраза «Как художник художнику» — а вот и не из «12 стульев»

В романе Ильфа и Петрова этой крылатой фразы нет

Maxim
7 брендов General Motors, которых больше не существует 7 брендов General Motors, которых больше не существует

Вспоминаем, какими марками владела GM раньше: часть 1

Популярная механика

Люсиль Болл до сих пор остается в списке лучших комедийных актрис ХХ века

Cosmopolitan
Лига чемпионов асов Второй мировой — кто сбивал больше всех Лига чемпионов асов Второй мировой — кто сбивал больше всех

Главные бомбардиры своих стран

Maxim
Gartner назвала 10 способов быстро сократить расходы на ИТ в кризис Gartner назвала 10 способов быстро сократить расходы на ИТ в кризис

Как управлять затратами на ИТ в кризис

Inc.
Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев? Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев?

Психолог объясняет, в чем секрет притягательности отрицательных героев

Psychologies
Самые опасные алкогольные сочетания Самые опасные алкогольные сочетания

Что хуже — красное вино с водкой или текила с пивом?

Maxim
Разрешите себе печалиться Разрешите себе печалиться

Относитесь к негативным переживаниям всерьез и не пытайтесь их подавлять

Psychologies
Жизнь замечательной токсоплазмы Жизнь замечательной токсоплазмы

Говорят, что этот паразит играет тайную роль в жизни нашего общества

Популярная механика
Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне

Четвертый сезон «Короны» — 1980, Маргарет Тэтчер и принцесса Уэльская Диана

Esquire
Открыть в приложении