«Очевидно, он поклонялся деньгам»
22 февраля в российский прокат выходит фильм Ридли Скотта «Все деньги мира». Кристофер Пламмер, сыгравший главную роль в фильме, уже номинирован на «Оскар». Он рассказал «Огоньку» о том, как всего за шесть недель до релиза заменил Кевина Спейси в этом фильме
В 1973 году внук нефтяного магната Гетти — Жан Пол Гетти III — был похищен в Риме. Похитители потребовали выкуп, а когда семья отказалась платить, отрезали 16-летнему Гетти-младшему ухо и отправили в одну из газет. После этого, по неофициальным данным, семья Гетти выплатила похитителям 3 млн долларов, Гетти-младший был освобожден. Он провел в заложниках в общей сложности 5 месяцев. Семья Гетти факт выплаты выкупа официально никогда не подтверждала.
Ридли Скотт снял фильм «Все деньги мира» по сценарию Дэвида Скарпы, который, в свою очередь, адаптировал книгу Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы». Фильм рассказывает об отчаянных попытках матери похищенного убедить Гетти заплатить выкуп за внука.
Режиссер Скотт отмечает удивительную двойственность характера Жана Пола Гетти. Став миллионером в 24 года, он был «очаровательным и жестоким». Ко времени похищения внука был самым богатым человеком на планете. Он владел миллиардами, похитители же требовали 17 млн. Но когда его спросили, сколько он готов заплатить за жизнь внука, Гетти ответил: «Ничего». «Гетти не составляло труда заплатить выкуп,— объясняет сценарист Скарпа,— поэтому фильм из рядового триллера превращался в психологическую драму. Это фильм о том, как деньги влияют на главного героя, его семью и даже на преступников».
Изначально роль легендарного миллиардера отдали Кевину Спейси, внешность которого изменили при помощи сложнейшего грима. К тому моменту, когда сразу несколько людей обвинили Кевина Спейси в сексуальных домогательствах, режиссер, посовещавшись с партнерами из Imperative Entertainment, решил изъять из фильма все сцены с Кевином Спейси и переснять их с обладателем премии «Оскар» Кристофером Пламмером.
«К тому времени до релиза фильма оставалось всего шесть недель,— рассказывает продюсер Дэн Фридкин.— Продолжать съемки мы не могли, не разобравшись с уже отснятым материалом. Но и игнорировать новые обстоятельства мы тоже не могли. Тогда мы с Ридли решили на роль пригласить Кристофера Пламмера и переснять все сцены с участием персонажа». Скотт и Фридкин утверждают, что роль Гетти Пламмеру хотели предложить с самого начала. В конечном итоге судьба фильма зависела от одного человека — актера Кристофера Пламмера. «Огонек» побеседовал с актером о его новых ролях — в кино и в жизни:
— Что для вас было самым сложным в роли Жана Пола Гетти, если вообще было что-то сложное?
— Самое сложное — вы не поверите — было выучить текст. Времени, как вы понимаете, совсем не было. Но мне понравилось в итоге. А с самим персонажем — да, пожалуй, у меня трудностей не было.
На самом деле не думаю, что есть много материалов по Жану Полу Гетти. Он ведь был таким затворническим затворником, понимаете? Не думаю, что он с кем-то из простых смертных когда-либо встречался. Он был странным человеком.
— Эти девять дней съемок вы посвятили тому, чтобы лучше его понять?
— В некотором роде. Вопреки мнению большинства людей вокруг него, у него было сердце. Автор книги о нем на этом тоже настаивал, между прочим. Я думаю, решение не платить выкуп было с точки зрения моего героя очень правильным ходом, пусть это и звучит ужасно. Похищение внука стало важным событием в биографии Гетти, однако далеко не единственным. Он был интровертом, который не любил выставлять свою жизнь напоказ. Очевидно, он поклонялся деньгам, любил красивые и дорогие вещи, потому что они не менялись с течением времени и никогда не предавали. Он находил в предметах удивительную чистоту, которую не мог найти в людях. Свой хладнокровный ответ на требование о выкупе он объяснял тем, что у него было много внуков: стоит выкупить одного и похитят всех остальных. В его позиции чувствуется жестокая, но трезвая логика. Фильм предлагает зрителям определиться самим, как относиться к реакции Гетти и как факт похищения сказался на и без того сложных отношениях в семье миллиардера.