Нескончаемый «Брексит»
«Брексит» побил все рекорды — самое продолжительное заседание кабинета, череда отставок, включая обещание отставки самой Терезы Мэй, раскол в ведущих партиях с драматичным переходом в оппозицию прямо на заседании парламента. Политическая драма перешла и в телевизионную: у парламентского телеканала ВВС подскочили рейтинги — все смотрят прямые трансляции бесконечных дебатов даже за пределами Англии
Дата намеченного выхода Соединенного Королевства из Европейского союза 29 марта прошла — и ничего не случилось. Чехарда продолжается: на этой неделе (10 апреля) намечено заседание ЕС на высшем уровне по поводу возможной отсрочки «Брексита», а 12 апреля подойдет и срок очередного «дедлайна» по выходу (или невыходу) из ЕС. Притом что все сроки или уже прошли, или совсем на носу, ситуация остается крайне запутанной, и никто толком не может объяснить, что будет в итоге. Попробуем посмотреть, какие существуют варианты дальнейшего развития событий.
Аппаратные игры
У премьер-министра Терезы Мэй нет большинства в парламенте. До сих пор она опиралась на крайне консервативную северо-ирландскую Демократическую юнионистскую партию (ДЮП). Однако эту поддержку юнионисты теперь отозвали — им не нравится предложенный премьером вариант соглашения с ЕС, при котором сохраняется таможенный союз. Компромисс не был найден даже в ходе серии «индикативных» голосований в палате общин. По замыслу автора этой затеи депутата сэра Оливера Летвина, депутаты должны были найти приемлемый вариант из восьми возможных. Но они отклонили все восемь предложенных вариантов выхода из ЕС.
Сюжет с «Брекситом» с места не сдвинулся, зато теперь хитроумный сэр Оливер стал знаменит. Он действительно колоритная фигура на британском политическом небосклоне. Внук российских эмигрантов из-под Киева, бежавших за границу от еврейских погромов, стал одним из тончайших операторов в административных процедурах. Хотя и решительности ему не занимать: как-то к нему в дом забрались воры и стянули бумажник с банковскими карточками, так сэр Оливер прямо в пижаме бросился по улицам в погоню и отобрал кредитки.
Гоняться за консенсусом сложнее: после изнурительных голосований стало ясно, что без поддержки части оппозиции выхода из кризиса не найти. Ситуация тупиковая: ни у консерваторов-брекситеров, ни у оппонентов надежд на скорую развязку нет.
Расклад вырисовывается предположительно такой. Тереза Мэй договаривается о компромиссе с лейбористами (они тоже за таможенный союз, но требуют защиты прав трудящихся, подвисающих вне Евросоюза), хотя и потеряет всякую поддержку крайних брекситеров внутри своей партии. Маневр рискованный, но не безнадежный: с полученным компромиссным вариантом Мэй отправляется 10 апреля на саммит ЕС за новой отсрочкой и, если европейцы соглашаются, новый вариант сделки возвращается в парламент и вновь проходит процедуру одобрения. Если же ЕС отказывает, то остаются два варианта: или no deal — выход без всякого соглашения, или отмена «Брексита». Европейский суд уже вынес решение, что и такой вариант правомочен (с отзывом заявки на выход по статье 50 Договора о ЕС).
Правительство, правда, заявляет, что отзыва не будет: референдум обязывает — мол, воля народа. И это несмотря на массовый марш против «Брексита», собравший миллион человек в Лондоне в конце марта, несмотря на шесть с лишним миллионов подписей под гражданской петицией в парламент и правительство за отзыв заявки на «Брексит» (ее составила 77-летняя Маргарет Джорджиаду, пенсионерка из Йоркшира. Просто отправила на официальный сайт для петиций и села в Twiter, приглашая разных известных британских деятелей поддержать прошение — и в социальных сетях поднялась волна).
Итак, вид на ближайшую перспективу: четкой позиции нет, с отсрочкой — неясно. Что же на следующем горизонте? Какие варианты?
Помимо упомянутого уже no deal (исход «по умолчанию», если не будет принято какое-то другое решение, контрольная дата пока — 12 апреля) остается (теоретически) возможность возвращения к уже согласованной с ЕС договоренности, которую палата общин уже трижды отвергала, но другой договоренности попросту нет.