«Не стоит дразнить людей»
Между администрацией президента, правительством и госдумой идет спор о судьбе академии наук. «Огонек» выяснял подробности
Сотрудники Российской академии наук на прошлой неделе получили срочное госзадание: до четверга выработать свое отношение к новейшим поправкам в закон о РАН, предлагающим лишить академию существенного — права «согласовывать реорганизацию и ликвидацию государственных научных организаций ». Задача была с честью выполнена, и уже в среду академическое сообщество ответило правительству: если закон будет принят в том виде, в котором он подошел ко второму чтению, ученые выйдут на улицу. «Мы понимаем, что это крайняя мера. И понимаем, что проводить митинги в городах, где идет первенство мира по футболу, нельзя,— пояснял ”Огоньку“ по горячим следам председатель Профсоюза работников РАН, завлабораторией Института общей физики РАН Виктор Калинушкин.— Но структуры РАН находятся и в тех регионах, куда футбол не добрался: мы общались с сибирскими отделениями, они готовы организовать согласованные акции. Честно говоря, не хотелось бы этого делать, но нас вынуждают».
В четверг, когда подошел «час икс» и Госдума должна была рассмотреть «внеочередные поправки», о которых ученые узнали накануне, драматической развязки все же не случилось: думский комитет по образованию и науке, как сообщил ТАСС, решил придержать законопроект для «согласований». Ученым остается догадываться, что это было: «проверка нервов», необдуманный шаг правительства или сознательная попытка провести неудобные поправки «под шумок» большого футбола?
Заметим, сам законопроект был внесен в Госдуму еще в марте (и не кем-нибудь, а президентом), тогда же прошел первое чтение и получил поддержку ученых. В его изначальной редакции документ расширял полномочия РАН, как раз закрепляя за академией право «согласовывать» дальнейшую судьбу ее научных подразделений. Все ждали легкого прохождения закона во втором и третьем чтениях, как вдруг правительство внесло свое предложение: заменить глагол «согласовывать» на «рассматривать ». Отсутствие пояснений, зачем одно слово менять на другое, экстренность внесения предложения, трудная история отношений РАН и правительства — все накаляло ситуацию. На собрании профкомов московского региона Профсоюза работников РАН, которое состоялось в прошлую среду, сообщение о новой инициативе правительства вызвало гул неодобрения. Чтобы принять коллективное заявление о готовности противостоять новациям — вплоть до выхода на улицу,— ученым потребовалось меньше пяти минут. «Чувствительность этого сюжета для нас — максимальная»,— поясняли собравшиеся.