Между патриархатами
Старинная Почаевская лавра живет молитвами и ожиданиями — какая судьба ее ждет после принятого на прошлой неделе закона о лишении УПЦ МП храмов, неизвестно
Перед Рождеством Почаевскую лавру (Тернопольская область, Украина) завалило снегом. Огромная, почти 20-метровая ель, установленная на площадке между Успенским собором и колокольней, выглядит из-за этого особенно нарядно. Ее привезли из лесу монахи накануне праздников и три дня украшали, добираясь до макушки на специальном подъемнике.
Обитель основана около 1240–1241 годов затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими сюда после разорения Киева ханом Батыем. Вскоре, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской». Отпечаток ноги на камне до сих пор находится в Успенском соборе лавры и считается одной из великих православных святынь наравне с иконой Божией Матери, мощами преподобного Иова Почаевского и Амфилохия Почаевского.
Несмотря на суровую монастырскую жизнь, желающих стать монахами здесь не уменьшается. В Рождественский пост постриг приняли 10 человек. А в молитвенное правило теперь включены молитвы о том, чтобы Господь не допустил врагов попрать святыню.
Со стороны, кажется, что лавра со своими длинными монастырскими службами и насыщенными работой днями живет обычной жизнью, но, конечно, на самом деле теперь все здесь пропитано ожиданием.
28 ноября прошлого года комиссия Министерства юстиции Украины аннулировала договор УПЦ МП на право пользования Успенским собором, Троицким собором, монастырскими кельями, колокольней, архиерейским домом и Святыми вратами Свято-Успенской Почаевской лавры. С тех пор формально братия лавры, на тот момент это 200 монахов и 50 послушников во главе с наместником митрополитом Владимиром (Морозом), занимают помещения без юридического основания. Об этом факте заявляли депутаты Тернопольской рады. А на днях Филарет (на Украине носит новый в церковной практике титул «почетного патриарха Православной церкви Украины», канонической церковью признан раскольником и подвергнут анафеме.— «О»), заявил, что Киевская и