Малый и средний космос!
Громкой новостью минувшей недели стал запуск ракеты-носителя Falcon Heavy компании Илона Маска SpaceX — важнейшего проекта частной космонавтики. Что это — единичный успех или начало новой космической гонки? Разбирался «Огонек»
Наблюдая за трансляцией запуска Falcon Heavy с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США), трудно отделаться от ощущения, будто смотришь голливудский фильм или бродвейское шоу. Где это видано, чтобы в ракету в качестве полезной нагрузки поместили… автомобиль Tesla Roadster, усадив за руль манекен по имени Starman в скафандре и включив вместо предстартового отсчета музыку Дэвида Боуи? Аудитория с ходу заглотила наживку: трансляцию старта, а затем и полета Falcon Heavy смотрели миллионы землян. А уж сколько фотожаб появилось в Сети! Вот Tesla Roadster вместо Марса, к орбите которого он направлялся, попадает в размытый дождями российский двор, а вот самого Starman’а уже в космосе догоняет СМС от мамы: не забыл ли он надеть шапку? Впрочем, это лишь внешняя, развлекательная сторона запуска.
В сухом научном остатке он оказался не менее успешным: в частности, совершили посадку два из трех блоков первой ступени (и только центральный блок разбился во время возвращения). Напомним: идея многоразовости является ключевой в бизнес-схеме Маска и он вновь доказал ее перспективность. Но, пожалуй, еще важнее в истории с Falcon Heavy другое — о себе на весь мир заявила частная космонавтика, бум которой, похоже, придется как раз на 2018-й. Разберемся.
— Когда в 1960–1970-е годы космонавтика начиналась, почти все ее направления охватывало государство,— говорит независимый эксперт по авиации и космосу Вадим Лукашевич.— Но сегодня этих направлений так много, они до того сложны и дороги, что ни одной, даже самой богатой стране не по карману закрыть все только из госбюджета. Америка в этом смысле очень прагматична: там государство ушло из прикладных направлений, которые могут дать отдачу (а это связь, дистанционное зондирование Земли, ТВ), теперь это все коммерция.
Пожалуй, наиболее ярко тенденция видна на примере мирового рынка спутников: его объем уже более 260 млрд долларов США — это 77 процентов глобальной космической экономики, которая также исчисляется в миллиардах. И частников там немало. Тревогу даже забили астрономы: по данным, озвученным на недавнем собрании Американского астрономического сообщества, в следующие 20 лет на земную орбиту будет выведено еще 20 тысяч космических аппаратов, как за ними увидеть звезды?
— Частники вовсю осваивают низкую околоземную орбиту,— подтверждает Игорь Афанасьев, редактор журнала «Новости космонавтики».— Геосервисы, связь, метеорологические наблюдения, спутниковый интернет — сегодня происходит формирование новых рынков. Есть, к примеру, амбициозная идея с политической подоплекой: охватить страны третьего мира, где зачастую нет даже электричества, широкополосным интернетом. Миллиарды землян получат доступ к нему с помощью армии спутников, и все за частные деньги.
Это уже окрестили маленькой революцией: запуск первой серии мини-аппаратов от компании OneWeb предпринимателя и инженера Грега Вайлера намечен на август 2018-го, а всего на орбите создадут группировку из... 900 спутников. Проект поистине интернационален: производство во Флориде, запуск — с космодрома во Французской Гвиане, а ракеты-носители — и вовсе наши «Союзы». Масштаб затеи впечатлил экспертов...