Круг разобщения
Мир переживает эпидемию одиночества: оказывается, оно влияет не только на чью-то конкретную жизнь, но даже на экономику. Масштаб проблемы таков, что ее обсуждали на недавнем всемирном экономическом форуме, а нейробиологи вплотную занялись созданием «таблетки», способной «решить проблему»
«Одиночество. Это эпидемия?» — так назвали панельную сессию на ВЭФ в Давосе, где ведущие мировые эксперты ломали голову над тем, что нам делать с этой бедой. Проблема серьезнее, чем кажется на первый взгляд: например, в прошлом году в Великобритании появился… министр по одиночеству. Министру есть чем заняться: на туманном Альбионе, по данным Красного Креста, от одиночества страдают более 9 млн — целая «скрытая эпидемия». Причем дело не только в плохом настроении, экономические потери для работодателей от одиночества их сотрудников (по причине низкой продуктивности и еще ряда факторов) составляют 2,5 млрд фунтов стерлингов, или более 3 млрд долларов, ежегодно!
Об эпидемии говорят и в США. Согласно авторитетному Pew Research Center, один из десяти американцев утверждает, что чувствует себя «в изоляции» все или почти все время! Там тоже подсчитали убытки от одиночества, они составили около 7 млрд долларов в год дополнительных затрат на здравоохранение (речь, правда, о людях, возрастом 65 лет и старше).
Парадокс в том, что одиночество сегодня связывают не только со старостью! Напротив, проблема не менее остро стоит у молодых. Об этом «Огоньку» рассказала профессор психологии Лори Сантос из Йельского университета (она выступала по этой проблеме в Давосе).
— Я рассматриваю одиночество как настоящую эпидемию,— говорит эксперт.— Это очень хорошо видно по университетским кампусам, и прямо сейчас проблема особенно остро стоит в США. Согласно исследованию National College Health Survey 2017 года, более 60 процентов студентов заявляют, что чувствуют себя одиноко.
У британцев схожие проблемы: согласно прошлогоднему исследованию, проведенному BBC совместно с несколькими крупными университетами, наиболее одинокой себя чувствует именно молодежь. Об одиночестве заявило 40 процентов опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет, в то время как в возрасте 75 лет и старше таких было лишь 27 процентов.
В России, напротив, процент тех, кто считает себя одиноким, крайне мал: согласно ВЦИОМу, это лишь 6 процентов, однако эксперты видят противоречие в этих данных. Оно вот в чем: мы действительно не считаем себя одинокими, но при этом замечаем все больше одиноких вокруг (о чем заявляет 41 процент опрошенных). И, возможно, просто чего-то недоговариваем…
В чем причины пугающего явления? Бывший главный санитарный врач США Вивек Мёрти, зафиксировавший «эпидемию одиночества» за океаном, в интервью Forbes выделяет сразу несколько факторов: например, географическую мобильность — все больше людей переезжают с места на место, живут отдельно от семьи и друзей, а значит, чувствуют одиночество. Еще одна причина — особенности трудовой культуры (и здесь, кстати, американские проблемы очень похожи на российские), когда работать приходится без выходных и отдыха, а так называемые опен-спейсы, где каждый смотрит в свой экран, не обеспечивают должного качества человеческого общения.
Однако главный парадокс в другом: вина, пусть и частично, на технологиях! Из-за них многие люди забросили свои офлайн-связи, перестали общаться лицом к лицу, перейдя на соцсети и СМС. Но одно вовсе не замена другому. И вот результат: наши города полны людей, у которых тысячи друзей на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или в Twitter, но при этом одиночество в душе. Социальные медиа, кстати, винит не только Вивек Мёрти. Результаты еще одного американского исследования показывают: 10-процентный рост негативного опыта, полученного в соцсетях, сразу повышает и другие риски: риск депрессии — на 20 процентов, а риск одиночества — на 13. При этом одиночество, в отличие от депрессии, до сих пор официально не считается болезнью!