Марина Брусникина: «Цензуры быть не должно и не может быть»
Худрук театра «Практика», вдова Дмитрия Брусникина рассказала GQ о новом спектакле «Мастерской», отношении к Эдуарду Боякову и диалоге с властью.
Мастерская Брусникина, один из самых известных молодых театральных коллективов в стране, ставит «Право на отдых» – спектакль по документам заседания, на котором барда Александра Галича исключили из Союза писателей СССР. Перед премьерой (показы пройдут 12-14 февраля и 12-14 марта в библиотеке Союза театральный деятелей) GQ встретился с режиссером Мариной Брусникиной, которая возглавила театр «Практика» и Мастерскую после ухода из жизни Дмитрия Брусникина.
Будет здорово, если вы расскажете про «Право на отдых» – что это за спектакль и как он будет выглядеть?
Этот спектакль создан по документам заседания, на котором Александра Галича исключили из Союза писателей СССР. Поэтому он сделан в форме конкретного заседания, в котором примут участие и артисты, и зрители.
Зрители участвуют тем, что голосуют в конце за или против исключения Галича?
Наверное, давайте посмотрим!
Наверняка же на спектакль пойдут люди, которые знают и, очевидно, любят Галича. Думаете, кто-то из них проголосует за исключение?
Думаю, да. Такое полярное существование сейчас всюду – и среди друзей, и среди коллег. Даже в театре, где тебя, казалось бы, окружают единомышленники, люди одной крови. Но сейчас по множеству вопросов люди занимают очень разные позиции. Мы с этим сталкиваемся даже на репетициях. Например, я делала вечер Солженицына в МХТ. Перед входом выстроилось много людей с плакатами, которыми выражали не самое лицеприятное отношение к писателю.
А почему именно Галич?
Знаете, это не моя идея, она досталась мне по наследству от Дмитрия Владимировича (Брусникина – прим. GQ). Но я полностью за то, что нужно пропагандировать имя Галича. И понимаю, что сейчас оно немного ушло в тень.
Давайте скажем прямо – не немного.
Для широкого круга молодежи – конечно.
Вполне возможно, есть где-то кружки юных любителей Галича.
Да, в целом, Высоцкий сейчас больше на слуху.
Не кажется ли вам, что из той поры – 60-х-80-х – почти все исполнители авторской песни стремительно затеняются все более увеличивающейся фигурой Высоцкого?
Это не так, процесс гораздо сложнее. Никто никого не задвигает и не выдвигает. Тут время делает свое дело. Почему Высоцкий гораздо популярнее Галича? Я не говорю сейчас о таланте – они оба талантливы. Просто Высоцкий смог стать голосом любого человека, он говорил таким множеством голосов, поднимал столько тем, что стал голосом поколения. Что касается Галича – он потрясающий поэт, но он не стал голосом миллионов. Он выражал мнения лишь части общества. Он резче, социальнее, для кого-то невыносимее. Поэтому ему сложнее оставаться в народной памяти. И поэтому тем более важно о нем вспоминать.